Иродиане
Иродиа́не (греч. ҅Ηρῳδιανοί), в Новом Завете обозначение одной из групп противников Иисуса Христа. Упоминаются в связи с 2 эпизодами – в Галилее, где Иисус исцелил сухорукого человека и где иродиане и фарисеи попытались погубить его (Мк 3:6), и в Иерусалиме, когда фарисеи и иродиане задавали Иисусу провокационный вопрос об уплате налогов римскому императору (Мк 12:13; Мф 22:16).
Вопрос о том, кого именно может обозначать это наименование, остаётся предметом научных споров. Греческое слово Ἡρῳδιανοί не встречается в источниках ранее 1 в. н. э. [кроме указанных мест в Евангелии от Марка (Мк 8:15) есть вариантное чтение: в папирусе P45 (3 в.) говорится об «иродианской» закваске, но скорее всего, этот вариант вторичный; большинство более ранних и более поздних рукописей содержат чтение «закваска Ирода»]. В целом наименование ҅Ηρῳδιανοί позволяет понимать его как указание на слуг Ирода, его придворных или вообще на любых сторонников режима Ирода, без уточнения, были ли они организованной партией или нет.
В традиции и в научной литературе представлено более десятка различных интерпретаций термина «иродиане». В них видели религиозную секту, считавшую Ирода Мессией (при этом здесь нет единства в том, какой Ирод имеется в виду: Ирод I Великий, Ирод Антипа, Ирод Агриппа I или Ирод Агриппа II). Вариант гипотезы: иродиане – религиозная секта, основанная или поддерживаемая Иродом Великим. О такой секте сообщает Епифаний Кипрский; Тертуллиан и Иоанн Златоуст считают, что это были солдаты Ирода, уверовавшие в его мессианство. Среди других толкований термина: мытари (Кирилл Александрийский), коллаборационисты, сторонники Антипы, согласные платить подать римскому кесарю (Иероним Стридонский, веру в мессианство Ирода он высмеивает).
Мессианская идея, связанная с Иродом Великим, абсолютно чужда раввинистическому иудаизму, это можно утверждать и о более раннем периоде в связи с рассказом из Евангелия от Матфея (Мф 2:3–5), когда царь Ирод, встревоженный известием, что волхвы ищут «царя иудейского», начинает спрашивать о пришествии Мессии. Никаких указаний на то, что он сам считал себя Мессией, нет.
Сама история династии делает вопрос о возможности появления мессианской традиции, связанной с Иродами, нелёгким. После смерти царя Ирода Великого территория его царства была разделена между наследниками. Царское достоинство было даровано римлянами только Ироду, но и он был очень ограничен в своих действиях: как царю-клиенту ему не разрешалось вести свою внешнюю политику, кроме того, Рим накладывал на его царство налог в свою пользу. В Риме нужно было утверждать (как минимум, поставить его власти в известность) приговор царя по отношению к сыновьям. Несмотря на попытки Ирода заслужить доверие и любовь своих подданных, популярность его как иудейского царя не была широкой, прежде всего потому, что иудеем по происхождению сам он не был (ср. Втор 17:15). Его жестокость по отношению к врагам стала причиной ненависти к нему в народе, его репутацию снижало также нарушение традиции поставления первосвященников из рода Цадокидов. Завещание Ирода не было исполнено римлянами: ни один из его наследников не получил царского достоинства, они правили как этнарх (Архелай) и тетрархи в своих областях, на которые было разделено царство их отца (Антипа и Филипп).
Сразу же после смерти Ирода в Иерусалиме вспыхнули беспорядки. Иудеи потребовали казни приближённых Ирода, которые были ответственны за смерть евреев, уничтоживших изображение римского орла над вратами храма. Архелай самым кровавым образом подавил восстание, произошедшее на Пасху. После этого он отправился в Рим, чтобы утвердить у императора завещание отца. Во время переговоров в Риме в самой Палестине произошли беспорядки, в том числе и в Иерусалиме, которые были жестоко подавлены наместником Сирии Публием Квинтилием Варом.
Невозможно с необходимой уверенностью утверждать, как могла бы выглядеть партия Ирода сразу после его смерти. Его царство было разделено императором и неизвестно, кто из его сыновей мог пользоваться поддержкой данной партии. Партия иродиан могла возродиться после смещения Архелая и установления власти римских префектов (6 г. н. э.), её целью в таком случае могло стать восстановление еврейского царства, как это произошло при Агриппе в 41 г. В этом контексте можно понять и предупреждение Иисуса ученикам держаться подальше от «закваски Иродовой» (Мк 8:15), оно звучит вполне достоверно, ведь и ученики Иисуса надеялись на восстановление царства в Израиле.
Ещё одним дискуссионным вопросом является постоянная связь в евангельской традиции иродиан с фарисеями. Против историчности этой связи приводится несколько аргументов: оспаривается возможность присутствия фарисеев в Галилее в 1 в. н. э., указанную связь объясняют результатом редакторской деятельности евангелиста Марка, который стремился таким образом показать, что угроза жизни Иисуса Христа постоянно исходит от двух основных авторитетных групп (религиозной и политической).
Однако описанная в Евангелии от Марка связь вполне характерна для религиозно-политической ситуации в Палестине в начале 1 в., и, в частности, в Галилее в период правления Ирода Антипы. Иродиан в таком случае можно представить как группу сторонников династии, состоявшую из представителей правящего класса, идеология которой совпадала с идеологией царя Ирода Великого: поддерживать царскую власть для сохранения независимости государства и личных связей с правящими семьями Рима. Близость иродиан к фарисеям объясняется совпадающими интересами: стремлением сохранить мир и независимость, что мог обеспечить только иродианский правитель.
Иродиане могли быть слугами и придворными Ирода Антипы. Их внимание к Иисусу неудивительно, учитывая и интерес к его проповеди у тетрарха Галилеи. По сравнению с Иоанном Предтечей, которого Антипа велел казнить, Иисус воспринимался как ещё более опасный проповедник, который путешествовал по Галилее с проповедью о грядущем Царстве. Если вера в то, что Иисус был потомком царя Давида, получила распространение во время его проповеди, то в общем понятно и беспокойство сторонников Антипы, который сам вынашивал планы получить от императора царский титул. Что касается веры в его мессианство, то никаких свидетельств, подтверждающих это, нет.
Историчность евангельского предания о спорах иродиан с Иисусом, по мнению некоторых учёных, подтверждается тем, что иродиане упоминаются в Евангелии от Марка в сцене исцеления в субботу (Мк 3:6) и в споре о подати кесарю (Мк 12:13) и не упоминаются Матфеем (за исключением Мф 22:16) и Лукой. Появление иродиан именно в этих местах Евангелия вполне соответствует религиозно-политической ситуации в Палестине – тогда велись жаркие споры по вопросу об уплате налогов императору, что считалось нарушением 1-й заповеди закона Моисеева. Там, где власть была в руках зависимых от римлян иудейских правителей, они сами собирали налоги и отдавали часть их римским властям.
В историческую ситуацию может вписываться и 2-й эпизод с иродианами. Вопрос Иисуса «должно ли в субботу… душу спасти, или погубить?» (Мк 3:4) (т. е. убивать или исцелять) отсылает к спорам о возможности вести войну в субботу. После события Маккавейского восстания, когда иудеи отказались в субботу сражаться и позволили сирийцам уничтожить себя (1 Макк 2:41), сопротивление врагу и в субботу было разрешено. Так как решение вопроса о войне и мире было привилегией правящего класса, то только его представители и могли участвовать в спорах.
Но даже если принять аргументы противников исторической связи иродиан с фарисеями, это вовсе не исключает существования группы сторонников Ирода Антипы, которую Марк вполне мог назвать иродианами. Интерес Антипы к проповеди Иисуса Христа и его вражда к Нему засвидетельствованы в Евангелиях (Мк 6:14–16; Лк 9:7–9; 13:31–32; 23:6–12), а для разведки Антипа мог использовать своих слуг.
В научной литературе иродиан отождествляли также с ессеями – религиозной группой, существовавшей во время Христа, которой, по сообщению Иосифа Флавия, Ирод Великий оказывал покровительство. Эта позиция, однако, не нашла поддержки у большинства исследователей.
В иродианах видели и близкую к саддукеям группу т. н. сынов Боэта, известную из раввинистических источников. Это сближение усматривали в параллельных текстах Евангелия от Марка (Мк 8:15, где помимо основной традиции – «закваска Иродова» есть вариантное чтение – «закваска иродианская») и Евангелия от Матфея (Мф 16:6, где говорится о «закваске саддукейской»). В период проповеди Христа большинство первосвященников принадлежали к саддукейскому семейству Анны, но прежде (при Ироде Великом) и после него (с 41, когда к власти пришёл Агриппа I) первосвященников назначали не из числа саддукеев, а преимущественно из рода Боэта, или боэтусеев. На этом основании допускается, что иродианами были именно члены рода Боэта, поставленные прежде сторонники Ирода. В некоторых раввинистических источниках боэтусеи отождествляются с саддукеями (Мишна. Менахот. 10. 3; Тосефта. Суккот. 3. 16 и 48б). Однако в таком случае непонятно, почему евангелист Марк назвал эту группу именно иродианами.