Индонезия. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Индоне́зии. Сфера услуг (торговля, транспорт и складское хозяйство, гостиничный бизнес и общественное питание, финансовые и информационно-коммуникационные услуги, здравоохранение, образование, услуги по управлению и обороне, в сфере недвижимости и др.) играет важную роль не только в создании валового внутреннего продукта (ВВП) Индонезии (46,1 % в 2020), но и в обеспечении занятости (49,3 % в 2020), что имеет большое значение для Индонезии, где существует проблема открытой безработицы и неполной занятости значительной части населения.
Ведущую роль в сфере услуг играет торговля, на которую (включая услуги по ремонту авто- и мототехники) приходится 13,4 % ВВП страны, занятость составляет 24,7 млн человек (19,2 % всех занятых; 2020).
Внутренняя торговля
В структуре розничной торговли помимо традиционных народных рынков и мелких лавочек сложилась система торговых сетевых компаний, объединённых в Ассоциацию розничных предпринимателей Индонезии (АПРИНДО), включающую 150 предприятий (45 тыс. современных магазинов на территории страны). В неё, в частности, входят две крупнейшие сети минимаркетов: Alfamart (компания Sumber Alfaria Trijaya; более 15 тыс. магазинов; возможность оплаты за наличный расчёт товаров, приобретаемых через крупнейшие платформы онлайн-торговли: Shopee, Blibli, Tokopedia, Lazada) и Indomaret (1988; первые минимаркеты открыты в Джакарте компанией Indomarco Prismatama, принадлежащей Salim Group; более 18 тыс. магазинов, из них в Джакарте – около 500; 60 % магазинов работает на основе франчайзинга, 40 % принадлежит материнской компании; 2020).
Если минимаркеты, как правило, имеют площадь около 200 м2, то супермаркеты, появившиеся в Индонезии в 1970-е гг., – около 1 тыс. м2. Первым в 1971 г. стал супермаркет Hero (дочерняя компания крупнейшей гонконгской фирмы в сфере розничной торговли Dairy Farm International Holdings; более 700 магазинов, работающих под 6 брендами, включая минимаркеты Starmart, аптеки Guardian, гипермаркеты IKEA).
Крупнейшей компанией на рынке розничной торговли Индонезии является Trans Retail Indonesia (основана в 1998 как Carrefour Indonesia – дочерняя компания французской Carrefour; с 2013 национальная; 134 магазина типов «супермаркет» и «гипермаркет»; 2021).
Сеть Super Indo (1997; компания Lion Super Indo) объединяет 186 магазинов в городах Явы и Южной Суматры.
Сеть из 100 магазинов Hypermart (по состоянию на конец 2022) принадлежит компании Matahari Putra Prima (1986; дочерняя компания конгломерата Lippo Group; 211 магазинов в 2020, работающих под брендами Foodmart, Primo, Hyfresh и др.). Общие продажи всей сети составляют 6,7 трлн рупий (2020; 8,7 трлн рупий в 2019), валовая прибыль – 1,3 трлн рупий (2020; 1,6 трлн в 2019). 84,5 % объёма продаж пришлось на магазины Hypermart и 10,2 % – супермаркеты Foodmart (2020).
Одними из крупнейших сетей магазинов модной одежды являются Ramayana, принадлежащая компании Ramayana Lestari Sentosa (1983; более 100 магазинов), и Matahari, принадлежащая компании Matahari Department Store (1958; в 1972 открыт первый современный магазин модной одежды; штаб-квартира – в Джакарте; дочерняя компания Matahari Putra Prima; около 150 магазинов; торговые площади около 1 млн м2; около 40 тыс. сотрудников; продажи – 8,6 трлн рупий, валовая прибыль – 2,8 трлн рупий, 2020).
Практически все сети и крупные магазины активно используют возможности онлайн-торговли через сайты компаний и специальные электронные платформы. Пионером в этом направлении стала компания Electronic City Indonesia (2001; первый магазин открыт в Джакарте; электронная платформа с 2012; товары бытовой электроники и электротехники; около 60 магазинов; доход – 1,6 трлн рупий).
Аналогичная сеть магазинов бытовой техники, кухонных принадлежностей и детских игрушек принадлежит компании Ace Hardware Indonesia (1995; работает на основе договора франчайзинга с американской Ace Hardware Corporation; более 200 магазинов; продажи – 7,4 трлн рупий; чистая прибыль – 731,3 млрд рупий в 2020).
Учёт торгового оборота, показателей роста в первую очередь касается крупных и сетевых магазинов. В 2020 г. розничная торговля в целом показала рост в 1,4 % (в первую очередь достигнут за счёт увеличения продаж в минимаркетах на 4,8 %). Общий объём внутренней торговли составляет 1995,4 трлн рупий (2020).
Особое значение приобретает онлайн-торговля, лидером которой в Индонезии является компания Tokopedia (2009; электронная платформа, где продавцы товара могут напрямую предлагать свой товар покупателям; около 11 млн продавцов; более 550 млн различных товаров; торговый оборот компании обеспечивает более 1 % стоимости всей индонезийской экономики, причём это не только продажа товаров, но и предоставление кредитов, продажа билетов и бронирование гостиниц и др.; систему доставки товаров обеспечивают 13 логистических компаний). В 2021 г. произошло слияние Tokopedia и Gojek (обеспечивает заказы на транспортное обслуживание пассажиров и доставку лёгких грузов на двухколёсном мототранспорте) и образование нового холдинга GoTo, что должно сократить время доставки заказываемых товаров в городах, где действует система Gojek; капитализация объединённой компании – 18 млрд долл. США.
Одной из первых платформ электронной торговли в Индонезии стала Blibli (2011; торговое название компании Global Digital Niaga, дочерней компании Djarum; через платформу продаётся 22 млн различных товаров; 2020), одной из крупнейших – Bukalapak [2020; компания Bukalapak.com; оборот 3,5 млрд долл., или 7,5 % рынка; основные акционеры: Kreatif Media Karya – дочерняя структура Elang Mahkota Teknologi (владельца телевизионных каналов – SCTV, Indosiar, O-Channel и платного Pay-TV business) – 32 %; гонконгская API (Hong Kong) Investment – 17,4 %; инвестиционная Archipelago Investment Pte – дочерняя структура инвестиционного венчурного фонда правительства Сингапура – 12,6 %; частные миноритарии – 24,2 %; капитализация – 91,2 трлн рупий (около 6,5 млрд долл.; 2021)].
Объём продаж в системе электронной торговли составляет 40 млрд долл. [из них 14,2 млрд долл. (35,5 % рынка) приходится на платформу сингапурского происхождения Shopee (крупнейшая в Юго-Восточной Азии), 14 млрд долл. (35 %) – на Tokopedia, 4,5 млрд долл. (11,2 %) – на сингапурскую платформу Lazada (2012)]. Капитализация предприятий электронной торговли – 21 млрд долл. (2019).
Денежно-кредитная система
Фондовая биржа возникла в Индонезии в 1912 г. при нидерландском колониальном правительстве как филиал Амстердамской. В независимой Индонезии создана в Джакарте (JSX) в 1977 г. под началом Агентства по контролю за рынком капиталов (BAPEPAM, ныне – OJK). Возобновление работы на рынке капитала ознаменовалось выходом на биржу Semen Cibinong в качестве первого эмитента (в течение 10 лет на бирже зарегистрировалось только 24 эмитента). В 1987 г. регулирование фондовой биржи было отменено, принят пакет документов, облегчавших доступ компаний на биржу и допускавших туда предприятия с иностранным участием. Торговая деятельность фондовой биржи увеличилась в 1988–1990 гг. после введения пакета мер по дерегулированию банковского дела и рынков капитала.
Параллельная биржа Индонезии (BPI; 1988) объединила брокеров и дилеров. Фондовая биржа Сурабая (BES) начала свою деятельность в 1989 г. и управлялась частной компанией Surabaya Stock Exchange.
В 1992 г. Джакартская фондовая биржа была приватизирована, став частной компанией Bursa Efek Jakarta. В 1995 г. запущена автоматизированная система торговли, реализованная с использованием компьютерной системы JATS (автоматизированные торговые системы Джакарты), торги осуществлялись в электронной форме. В 1996 г. Параллельная биржа Индонезии была объединена с Фондовой биржей Сурабая.
В 2007 г. произошло объединение Джакартской и Сурабайской фондовых бирж в Фондовую биржу Индонезии – Bursa Efek Indonesia (IDX). В 2009 г. Фондовая биржа Индонезии запустила новую торговую систему JATS-NextG. С 2012 г. на бирже выделен специальный сектор, работающий на принципах шариата. Шариатский сектор биржи представлен целым рядом банков, действующих согласно нормам шариата: Bank Syariah Indonesia, Bank Aladin Syariah, Bank BTPN Syariah и Bank Panin Dubai Syariah.
Фондовая биржа Индонезии использует 38 фондовых индексов. Число компаний на бирже – 668, капитализация всех публичных компаний – 7265 трлн рупий (2020).
Во главе банковской системы Индонезии номинально стоит центробанк (Bank Indonesia; BI), фактически – Совет по контролю за финансовой сферой (СКФ; 2011; поставлен над центробанком; независимый, но часть финансирования получает из госбюджета). Центробанк обязан согласовывать с СКФ контрольные функции в банковской сфере. Центробанк активно влияет на экономический рост и инфляционные процессы путём регулирования учётной ставки (3,5 % в 2021).
Коммерческие банки по своему функциональному назначению подразделяются на две группы: банки общего назначения и банки народного кредитования. Первые принимают вклады и выдают кредиты, осуществляют банковские платежи, у банков народного кредитования последняя функция отсутствует.
По форме собственности банки делятся на государственные: Bank Mandiri [1998; доля государства – 60 %, более 2600 отделений, филиалы в Сингапуре, Гонконге (Сянгане), Шанхае, Лондоне, Дили и на Каймановых о-вах], Bank Negara Indonesia [1946; 1 тыс. отделений; филиалы в Сингапуре, Токио, Сеуле, Гонконге (Сянгане), Лондоне, Нью-Йорке, Рангуне и Мельбурне], Bank Rakyat Indonesia (1895), Bank Tabungan Negara (1897; 820 отделений) – и частные, в том числе Bank Central Asia (1957), CIMB Niaga (1955; банк со смешанной формой собственности: иностранный капитал малайзийской государственной инвестиционной корпорации и индонезийский частный); у всех штаб-квартиры в Джакарте.
Среди пяти крупнейших по объёму активов – четыре государственных банка и один частный (2021): Bank Mandiri – 1580,5 трлн рупий; Bank Rakyat Indonesia – 1450,9 трлн рупий; Bank Central Asia – 1129,5 трлн рупий; Bank Negara Indonesia – 875,1 трлн рупий; Bank Tabungan Negara – 380,5 трлн рупий.
В Индонезии работает 4 государственных банка (17,6 тыс. отделений), 24 провинциальных банка развития (4,2 тыс. отделений), 60 национальных частных банков (7,4 тыс. отделений), 8 филиалов иностранных банков (36 отделений), 2 шариатских банка развития (184 отделения), 12 национальных частных шариатских банков (1,7 тыс. отделений), 1545 банков народного кредитования (5,9 тыс. отделений) и 164 шариатских банка народного кредитования (619 отделений; 2019).
Работающие в Индонезии банки существенно различаются по условиям выдачи кредитов: процентная ставка у государственных банков по кредитам на оборотный капитал составляет 8,7 %, на инвестиционные цели – 8,8 % и на потребительские цели – 10,5 %; у государственных банков развития провинциального уровня – 10,1 %, 9,9 % и 11,4 % соответственно; у национальных частных банков – 9,6 %, 8,7 % и 10,6 %; у банков с иностранным участием – 6,5 %, 6,75 % и 22,8 % (март 2021).
Телекоммуникации
Сектор телекоммуникаций является наиболее быстрорастущим в индонезийской экономике (темпы роста 9–10 % в год). Развивается использование Интернета: в среднем по стране около 74 % домохозяйств имеют доступ к Интернету, однако этот показатель колеблется от 31 % в провинции Папуа до 93 % в особом столичном округе Джакарта (2019). Общее число пользователей Интернета в Индонезии 203 млн человек (примерно ¾ населения страны; 2021). Число номеров мобильных телефонов – 341,3 млн (2019). Число абонентов стационарных телефонов – 9,5 млн (2019; из них только 2,4 млн приходится на домохозяйства; 7,3 млн в 2008, что свидетельствует о массовом вытеснении кабельной телефонии сотовой связью).
В среднем по Индонезии домохозяйства тратят на связь 3,3 % своего бюджета (2019); почти 91 % всех домохозяйств имеют расходы на связь, однако этот показатель колеблется от 52,5 % в провинции Папуа до 98,5 % в провинции Архипелаг Риау.
В сельской местности в 19,6 тыс. населённых пунктов имеются ретрансляционные вышки сотовой связи, что обеспечивает устойчивый сигнал сотовой связи (2019). Данный показатель гораздо выше в провинциях Западный Калимантан (почти 34 %) и Папуа (31 %).
Ведущая телекоммуникационная компания – Telkom Indonesia (Persero) (1965; государственная; штаб-квартира – в Джакарте). Основные операторы: Telekomunikasi Selular [Telkomsel; 1995; дочерняя компания Telkom Indonesia (Persero); крупнейший оператор связи стандарта 4G; 176,0 млн пользователей в 2021], Indosat Ooredoo Hutchison (1967; 62,9 млн пользователей в 2021), XL Axiata (1989; 57,9 млн пользователей в 2021); у всех штаб-квартиры в Джакарте.
Туризм
Туристическая отрасль – динамично развивающийся сектор экономики. В 2020 г. страну посетило 4,1 млн иностранных туристов (16,1 млн в 2019; 14,0 млн в 2017).
Основную часть потока составляют псевдотуристы, приезжающие в Индонезию с деловой целью, но указывающие целью визита туризм. Практически 40 % иностранных туристов приходится на граждан рядом расположенных стран, приезжающих, как правило, в соседние с этими странами провинции Индонезии, причём неоднократно в течение года. Их число – около 6,5 млн человек; приезжают из Малайзии (3,0 млн), Сингапура (1,9 млн), Восточного Тимора (1,2 млн), Филиппин (261 тыс.), Вьетнама (96 тыс.), Папуа-Новой Гвинеи (78,6 тыс.; 2019).
Количество реальных туристов (2019; тыс. человек): Австралия – 1386,8; Япония – 519,4; США – 457,7; Великобритания – 397,4; Республика Корея (значительная часть корейцев приезжает с деловой целью) – 388,2; Франция – 286,1; Германия – 277,7; Нидерланды – 215,3; Россия – 159,9 (117,5 в 2017); Новая Зеландия – 149,0. Средняя продолжительность пребывания этих туристов в Индонезии (2019; в днях): Россия – 19,7, Нидерланды – 18,0, Германия – 15,9, Франция – 14,5, Великобритания – 11,5, США – 11,4, Новая Зеландия – 10,1, Австралия – 9,4, Республика Корея – 8,8, Япония – 6,9.
Реальную численность иностранных туристов можно оценить по количеству иностранцев, въехавших в Индонезию через международный аэропорт Нгурах-Рай на о. Бали, – 6,5 млн человек (2019).
О развитии туристической отрасли Индонезии свидетельствует рост числа спальных мест в период 2014–2019 гг.: в гостиницах без звёзд – с 411 тыс. до 643,7 тыс.; в отелях 3–5 звёзд – с 295,4 тыс. до 539,8 тыс.
В Индонезии быстро развивается внутренний туризм: в период 2014–2019 гг. число туристов, проживавших в гостиницах без звёзд, выросло с 46,3 млн до 57,4 млн человек; в отелях 3–5 звёзд – с 41,4 млн до 74,1 млн человек. Число внутренних туристов – 260 млн человек (2016).
Центрами притяжения туристов являются объекты Всемирного наследия в Индонезии: храмы Боробудур (провинция Центральная Ява), Прамбанан (особый округ Джокьякарта), национальные парки Комодо (провинция Восточная Нуса-Тенгара), Уджунг-Кулон (о. Ява, провинция Бантен), Лоренц (провинция Папуа), Сангиран, место находки костных остатков яванского питекантропа (провинция Центральная Ява), тропические леса о. Суматра, ирригационная система субак (провинция Бали).