Имплицитная религия
Имплици́тная рели́гия (англ. implicit religion), религиоведческая концепция, в рамках которой изучается сакральное в повседневной жизни.
Термин ввёл в широкое употребление Э. Бейли. Первоначально он предлагал термин «секулярная религия» (англ. secular religion, 1967–1969), но с 1969 г. настаивал на термине «имплицитная религия».
В 1983 г. Э. Бейли опубликовал статью «Имплицитная религия современного общества: указания и призыв к её изучению» («The Implicit Religion of Contemporary Society: An Orientation and Plea for Its Study»), которая широко обсуждалась и получила разные отклики. Его идеи были подхвачены множеством учёных, среди них итальянец А. Нести, который написал вошедшую во 2-е издание авторитетной «Энциклопедии религии» статью «Имплицитная религия»; также он издал одноимённую книгу и ряд других работ по этой теме. С 1978 г. проходят ежегодные конференции по имплицитной религии, также известные как Дентоновские конференции. С 1998 г. издаётся журнал Implicit Religion, выходящий 3 раза в год и ныне издаваемый совместно с подкастом и исследовательской группой Religious Studies Project. В 2019 г. в Университете епископа Гроссетеста был открыт Центр изучения имплицитной религии имени Э. Бейли (его возглавляет Ф. Стюарт).
Сам Э. Бейли говорит о схожести концептов «имплицитной религии» и «невидимой религии» Т. Лукмана, однако, в отличие от Лукмана, его разработки опираются на эмпирические исследования. Также Бейли утверждает, что гражданская религия, исследованная Р. Беллой, представляет собой частный пример имплицитной религии.
Идея имплицитной религии – попытка уйти от противопоставления того, что «является религией» и «просто кажется религией». Э. Бейли призывает исследователей обращаться к повседневной жизни и искать в ней сакральное, описывать индивидуальный опыт, накапливаемый в иррелигиозном контексте. Важнейшей задачей для него является поиск аналитических инструментов для исследования многообразия форм религии, которую Бейли трактует в традиции социального конструктивизма (ср. П. Бергер и Т. Лукман) как результат конструирования, причём как индивидуального, так и коллективного. Идея имплицитной религии противостоит тенденции отождествлять религию с институтами, текстами, системой сознательно разделяемых верований. Понятие имплицитной религии отражает присутствие сакрального в профанном и наоборот.
Э. Бейли сравнивает складывающуюся форму религиозности современного человека с традиционной религиозной ситуацией в Восточной Азии, где индивиды обращаются к разным традициям в разных жизненных ситуациях и с разными потребностями. Такая форма религиозного синкретизма, «конструирование» собственной религиозности оказываются тесно связаны с личным опытом человека. Эту идею в своих работах развивает А. Нести. Он говорит о том, что индивидуализация религии связана с неспособностью современной западной цивилизации продуцировать единую смысловую систему. Жизненный опыт оказывается фрагментирован, что ведёт к ослаблению роли идентичностей и пренебрежению к истории, в результате чего прошлое теряет своё значение. Имплицитная религия оказывается поиском смыслов в мире, где их производство оказывается всё более затруднено.
Ключевое понятие для сторонников теории имплицитной религии – «преданность» (commitment), обозначающее привнесение религиозного измерения в те сферы, которые обычно не считаются религиозными – политические убеждения, спорт, потребление, семейственность. Здесь смыкаются понятия светской и имплицитной религий: секулярная религия – это такая программа преданности, которая, в идеале, охватывает всю человеческую жизнь, но не похожа по форме на традиционные религии. Примерами таких явлений исследователи называют масонство и гуманизм. Утверждая, что в каждом примере преданности можно найти черты религии, Э. Бейли, как и его последователи, не настаивает, что все описанные им явления относятся к категории религии.
В книге «Имплицитная религия» Э. Бейли вводит 3 понятия для её изучения. Это преданность (англ. commitment), интегрирующие фокусы (англ. integrating foci) и интенсивные интересы с экстенсивными эффектами (англ. intensive concerns with extensive effects). Преданность – субъективное отношение, которое может быть осознанным или неосознанным, выбранным или унаследованным, но предполагает, что ради объекта преданности человек готов на какие-либо жертвы. Именно преданность приводит разные аспекты жизни в упорядоченное единство. Термин «интегрирующие фокусы» указывает на то, что преданность не только оказывается индивидуальной, но и предстаёт объединяющим различные группы людей инструментом – от семьи до нации. Наличие у человека интенсивных интересов, приводящих к экстенсивным следствиям, позволяет исследователям отличить имплицитную религию и хобби: в рамках имплицитной религии индивид или община стремятся к повторению определённых действий, даже высокой ценой, они обладают наивысшей значимостью и в значительной степени определяют поступки и взгляды группы.
Основную ценность предложенного термина «имплицитная религия» Э. Бейли видит в возможности исследовать реальное человеческое поведение, спровоцированное множеством различных, зачастую противоречивых, факторов. Свои определения Бейли подвергает эмпирической проверке, проводя исследование имплицитной религии на материалах интервью, а также включённого наблюдения. Избранные им места для исследования – небольшой приход и пивная.
В 1970-е гг. теория имплицитной религии казалась противоречивой, однако с 1980-х гг. признание её научной общественностью стало расти в связи с «поворотом к духовности» и ростом интереса к изучению внеинституциональной религиозности.