Янн Ханс Хенни
Янн Ханс Хе́нни (Hans Henny Jahnn; настоящие имя и фамилия Ханс Хенни Август Ян, Hans Henny August Jahn) (17.12.1894, Штеллинген, ныне в составе Гамбурга – 29.11.1959, Гамбург), немецкий писатель, общественный деятель.
Родился в семье корабельного плотника. Окончил Высшую реальную школу в Гамбурге (1914). В 1915 г., не желая участвовать в Первой мировой войне 1914–1918 гг., уехал в Норвегию со своим близким другом Г. Хармсом, прототипом многих персонажей произведений Х. Х. Янна. В Норвегии изучал древние мировые культуры, мифы, историю искусств, музыку. Там же начал писать.
Вернувшись в Гамбург после войны, в 1920 г. основал в деревне Эккель (Люнебургская пустошь) творческую общину «Угрино», куда входили преимущественно музыковеды (существовала до 1935). Искусство стало для Х. Х. Янна своего рода религией; в 1920 г. он вышел из лютеранской церкви и занялся проповеднической деятельностью в рамках «Угрино». В мировоззрении опирался на древнеегипетскую и шумерскую мифологию (ранний неоконченный роман «Угрино и Инграбания», «Ugrino und Ingrabanien», опубликован в 1968), «Эпос о Гильгамеше».
При поддержке меценатов собственноручно реставрировал органы, разработал архитектурный облик утопического города Угрино и его храмов в готическом стиле. В 1925 г. выступил с докладом на первой конференции немецких органистов. Основанное в Гамбурге (1921) Х. Х. Янном и Г. Хармсом музыкальное издательство Ugrino Verlag выпускало произведения композиторов эпохи барокко, в частности сочинения для органа Д. Букстехуде (1925). Первый президент Картеля гамбургских художественных союзов, основанного в 1929 г. В 1933 г. жил в Цюрихе. В 1934–1950 гг. проживал в Дании на острове Борнхольм, в том числе на приобретённой его семьёй ферме, где занимался сельским хозяйством. В 1949 г. вернулся в Гамбург, участвовал в учреждении Немецкой академии наук и литературы в Майнце, возглавил секцию литературы. В 1950 г. стал одним из создателей Гамбургской свободной академии искусств и её президентом. В 1951 г. избран генеральным секретарём немецкого ПЕН-клуба. В 1956 г. побывал в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Драматургия Янна складывалась под влиянием экспрессионизма. В первой драме «Пастор Эфраим Магнус» («Pastor Ephraim Magnus», 1919; премия Генриха Клейста, 1920) дети умирающего и отчаявшегося пастора ищут путь в вечную жизнь. Эфраим пытается преодолеть смерть посредством творчества – он задумывает и начинает строить собор-усыпальницу. Спектакль «Пастор Эфраим Магнус», поставленный по сценарию, адаптированному Б. Брехтом и А. Бронненом [Берлин, 1923, режиссёр Йо Лерман (псевдоним В. Улльмана)], вызвал общественный скандал из-за темы кровосмешения и содержащихся в нём сцен насилия. Х. Х. Янн полагал, что все формы любви освящены высшим природным законом и противостоят смерти, мировой энтропии, а потому к любви не применимы общественные нормы. В пьесе «Врач. Его жена. Его сын» («Der Arzt / Sein Weib / Sein Sohn», 1922) изображён врач, который оставил медицину, поскольку пришёл к мнению, что вмешательство врачебных сил в организм противоестественно, но затем отказался от этого убеждения. Трагедия «Медея» («Medea», 1926) показывает единство любви и смерти и его сокрушительную силу. Той же теме посвящена пьеса «Новая Любекская пляска смерти» («Neuer Lübecker Totentanz», переработана и впервые поставлена в 1954), написанная совместно с немецким писателем Вернером Хельвигом (1905–1985) на средневековый сюжет пляски смерти к фестивалю в Любеке (1931). Произведение пронизано настроениями фатализма и пессимизма. Мотивы реинкарнации вплетены в пьесу «Бедность, богатство, человек и зверь» («Armut, Reichtum, Mensch und Tier», 1933, опубликована в 1948).
Проза Янна сочетала в себе реалистические события и сказки, легенды, образы норвежского и немецкого фольклора, а также мифы и стилевые особенности скандинавских саг. Идея обретения подлинной жизни связывалась у писателя с уходом в горы (как правило, норвежские), единением с природой, творчеством, исполнением своего предназначения, мистической связью с мёртвыми и безграничной любовью. Эти убеждения нашли художественное воплощение в романе «Перрудья» («Perrudja», не окончен, первая часть опубликована в 1929, вторая часть опубликована как фрагмент в 1968), в котором Янн впервые обратился к магическому реализму. Мотив избранничества в романе отсылает к пьесам Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1867) и «Бранд» (1865). Познав богатство, испытав разочарование в попытках создать общину и совершенствовать мир посредством архитектуры, главный герой решает стать писателем. В 1927 г. под впечатлением от романа Дж. Джойса «Улисс» (1922) и использованного в нём приёма потока сознания переработал роман, отведя значительную роль в повествовании внутреннему монологу. Вставные истории и сказки из романа впоследствии были отобраны писателем в сборник рассказов «13 жутковатых историй» («13 nicht geheure Geschichten», 1954).
Главное прозаическое произведение Х. Х. Янна – трилогия «Река без берегов» («Fluβ ohne Ufer»): романы «Деревянный корабль» («Das Holzschiff», опубликован в 1949, русский перевод 2013), «Записки Густава Аниаса Хорна, составленные после того, как ему исполнилось 49 лет» («Die Niederschrift des Gustav Anias Horn nachdem er 49 Jahre alt geworden war», 1949 и 1950, русский перевод «Свидетельство Густава Аниаса Хорна», 2014 и 2015), «Эпилог» («Epilog», опубликован в 1961, русский перевод 2021). Трилогия полна метафор и аллегорий, важнейшие из которых – образы корабля и моря как воплощения жизненных странствий, архетипы острова и реки. Роман повествует о судьбе главного героя Густава: исчезновении и гибели на корабле его невесты, прощении им матроса-убийцы и сближении с ним, странствиях персонажей, их уединённой жизни в Норвегии у моря и гибели Густава от руки убийцы. Персонажи находят себя в творчестве (главный герой становится композитором, его друг – художником), в сельском труде, дружбе и любви, сохранении памяти о близких. В романе «Это настигнет каждого» («Jeden ereilt es», не окончен, опубликован в 1968, русский перевод 2010) дружба двух мальчиков, а затем мужчин противостоит неизбежности смерти.
Важным для философии Янна выступал образ ангела, навеянный мистическими идеями Э. Сведенборга, однако понимаемый писателем как ангел мужского пола, сочетающий в себе светлое (божественное) и тёмное (демоническое) начала. Персонажи-ангелы появляются в трилогии «Река без берегов», в романе «Это настигнет каждого», в пьесе «След тёмного ангела» («Spur des dunklen Engels», 1948), посвящённой И. Я. Треде.
Поднял тему атомной угрозы в пьесе «Пыльная радуга» («Der staubige Regenbogen», 1959, первоначальное название «Руины совести», «Die Trümmer des Gewissens»), в которой осудил безответственное использование человеком природных сил. Выступал и публиковал статьи и тезисы, призывая к ядерному разоружению, защите животных.
Литературная премия Нижней Саксонии (1954), премия Лессинга (1956).