Броннен Арнольт
Бро́ннен А́рнольт (Arnolt Bronnen; псевдоним А. Х. Шелле-Нётцель, A. H. Schelle-Noetzel) (19.8.1895, Вена – 12.10.1959, Восточный Берлин, ГДР), австрийский драматург, прозаик.
Родился в немецко-еврейской семье; сын Фердинанда Броннена (1867–1948), преподавателя гимназии и писателя. В 1905–1913 гг. А. Броннен учился в гимназии в Вене. В 1913–1915 гг. изучал право и философию в Венском университете. В 1913 г. написал 1-ю пьесу, «Право на молодость» («Das Recht auf Jugend»), на тему конфликта отцов и детей.
С 1915 г. участвовал в Первой мировой войне 1914–1918 гг., получил тяжёлое ранение на итальянском фронте (1916). В 1918 г., находясь в плену в Италии, написал одноактную пьесу «Восстание на Бога» («Sturm gegen Gott»), которую затем переработал и назвал «Штурмовой отряд» («Sturmpatrull», 1919). В центре внимания автора – мистически-эротическое единство солдат, идущих в смертельный бой. После освобождения в 1919 г. Броннен вернулся в Венский университет. В 1920 г. оставил учёбу и переехал в Берлин, работал служащим банка, затем универмага. В 1921 г. познакомился и сблизился с Б. Брехтом.
Громкую известность драматургу принесла пьеса «Отцеубийство» («Vatermord», издана 1920), поставленная в 1922 г. во Франкфуртском драматическом театре. В ней экспрессионистская стилистика, характерная для «драмы крика», сосредоточенность на конфликте поколений сочетаются с подробно прописанной социальной средой и натуралистическими тенденциями (поступки и устремления героев трактуются в связи с их телесным, биологическим началом). Действие пьесы разворачивается в небольшой квартире, занимаемой семьёй из пяти человек, в их числе доминирующий над всеми деспот и его сын, восстающий против унижений и угнетения. Сюжет построен на переосмыслении Эдипова комплекса: мать соблазняет сына и подталкивает его к «свержению» отца.
В 1922 г. Броннен с Брехтом участвовали в конкурсе, объявленном австрийской кинофирмой Richard Oswald Film, со сценарной заявкой «Робинзонада на острове Ассунсьон» («Robinsonade auf Assuncion»). В 1923 г. они поставили экспрессионистскую пьесу Х. Х. Янна «Пастор Эфраим Магнус» («Pastor Ephraim Magnus», издана в 1919).
Драматические произведения Броннена 1920-х гг. строятся, как правило, на социально-политическом и межличностном конфликтах, разворачивающихся на фоне исторических событий. Так, в драме «Анархия в Зиллиане» («Anarchie in Sillian», 1924) рабочему-анархисту, намеревающемуся разрушить горную электростанцию, противостоит инженер, который одерживает над ним верх как в политической борьбе, так и в любовном соперничестве. Название антивоенной драмы «Каталаунская битва» («Katalaunische Schlacht», 1924), действие которой происходит во время 1-й мировой войны и вскоре после неё, отсылает к битве на Каталаунских полях. В основе сюжета – противоборство двух братьев, гибнущих из-за женщины. В пьесе «Рейнские бунтовщики» («Rheinische Rebellen», 1925) восстание немцев, поднятое в 1923 г. во время Рурского конфликта 1922–1923 гг. с целью создания независимой Рейнской республики, предстаёт фоном для любовной драмы между предводителем сепаратистов и его политической противницей, отстаивающей целостность страны. В комедии «Репарации» («Reparationen», 1926) сатирически обыгрывается тема непомерных контрибуций, наложенных на Германию государствами-победителями после 1-й мировой войны. Монодрама «Поход на Восточный полюс» («Ostpolzug», 1926) представляет собой исполняемый одним и тем же актёром попеременно сценический монолог Александра Македонского, идущего со своим войском на Восток, и некоего «современного» Александра, бывшего официанта и фронтовика, который руководит экспедицией на Эверест. В конце 1920-х гг. в одном из интервью Б. Брехт упомянул пьесу «Поход на Восточный полюс» в числе первых произведений, построенных по принципам эпического театра (Цит. по: Grimm R. Naturalism and Epic Drama / Essays on Brecht: Theater and Politics. Vol. 79. 1974. P. 3).
В 1927 г. в иллюстрированном модном журнале Die Dame («Дама») опубликовал роман-фельетон «Фильм и жизнь. Барбара ла Марр» («Film und Leben Barbara La Marr», вышел книгой в 1928) о Б. ла Марр (1896–1926), голливудской «звезде» немого кино.
C 1928 г. работал на берлинском радио Funk-Stunde, ставил радиопьесы. В конце 1920-х гг., после сближения с национал-социалистическими кругами, идейными и политическими противниками Б. Брехта, прервал с ним отношения, сдружился Э. Юнгером.
В романе «В. С.» («O. S.», 1929), написанном в стиле новой вещественности, Броннен обратился к истории Верхней Силезии (в частности, к разделу на польскую и немецкую части в 1921 в результате Силезских восстаний в 1919–1921). В основе сюжета – история берлинского рабочего-монтёра, который волею случая оказался в гуще политических событий. На своём жизненном пути герой встречает и польских рабочих, и немецких коммунистов, отряды фрайкора и инсургентов, промышленников и торгующих оружием контрабандистов. Роман вызвал общественный резонанс: современники восприняли его как выступление «против республики, против демократии и парламентаризма, против пацифизма и либерализма, против политики в целом» (Münch U. Weg und Werk Arnolt Bronnens. Wandlungen seines Denkens. Bern etc., 1985. S. 131). Биографический роман «Росбах» («Rossbach») посвящён жизни Герхарда Росбаха (1893–1967), фронтового офицера, предводителя фрайкора и участника «Пивного путча».
С начала 1930-х гг. Броннен поддерживал тесные личные контакты с нацистами, в том числе с П. Й. Геббельсом. В 1933 г. вместе с 87 немецкими писателями подписал клятву верности А. Гитлеру. Входил в Имперскую палату письменности до 1937 г. (исключили из-за еврейских корней и запретили издаваться). Благодаря свидетельству матери о своей внебрачной связи с немецким священником, в 1941 г. через суд добился признания своего арийского происхождения. Членство в Имперской палате письменности Броннена было восстановлено, однако негласный запрет на его литературную и театральную деятельность оставался в силе до конца Третьего рейха [показательно, что запланированная постановка его драмы «Глориана» («Gloriana») в Мюнхенском камерном театре в 1942 оказалась под запретом].
В 1943 г. Броннен с семьёй переехал в Австрию. В 1944 г. был призван на военную службу; в начале 1945 г. дезертировал. В мае-июне 1945 г. временно исполнял обязанности бургомистра г. Бад-Гойзерн (земля Верхняя Австрия), сотрудничал с австрийскими коммунистами. В 1945–1950 гг. редактор отдела культуры коммунистической газеты Die Neue Zeit («Новое время») в г. Линц.
В конце 1940-х гг. написал драму «Подпольная цепочка Коллин. Истинное происшествие в Вахау в 1945 году» («Die Kette Kolin. Eine wahre Begebenheit in der Wachau 1945», поставлена в Линцском театре при Высшей народной школе в 1952) о суде, который группа бывших узников нацистского концлагеря устроила над эсэсовским комендантом.
В 1951 г. переехал в Вену, в течение года занимал должности заместителя директора и заведующего литературной частью «Нойес-Театр-ин-дер-Скала» (Neues Theater in der Scala), основанного австрийскими коммунистами и поддерживавшегося советской оккупационной администрацией. В 1955 г. выехал в Германскую Демократическую Республику и поселился в Берлине. Последние годы жизни писал театральные и кинорецензии в Berliner Zeitung («Берлинская газета»).
Среди других произведений: автобиография «Арнольт Броннен свидетельствует» («Arnolt Bronnen gibt zu Protokoll», 1954); сборник «Четверик» («Viergespann», 1958), в который вошли пьесы, написанные Броненном в 1940-х и в начале 1950-х гг.; мемуары «Дни с Брехтом. История одной незаконченной дружбы» («Tage mit Brecht. Geschichte einer unvollendeten Freundschaft», 1960).
Член президиума ПЕН-клуба Германии (1926).