Якобсон Павел Максимович
Якобсо́н Па́вел Макси́мович (1.1.1902, Москва – 9.7.1979, там же), советский психолог, исследователь в области психологии творчества, психологии чувств и эмоций, психологии мотивации поведения человека. Разрабатывал также методы психологического исследования (биографический метод). Известен не только научными публикациями, но и статьями в научно-популярных и энциклопедических изданиях. Доктор педагогических наук (по психологии; 1964).
Родился в семье служащего. В 1918 г. окончил Реформатскую гимназию. В 1918–1922 гг. обучался на психолого-философском отделении историко-филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, получил специальность «психолог». В студенческие годы начал преподавать психологию в 42-й школе второй ступени (в старших классах средней школы) Бауманского отдела народного образования г. Москвы, продолжил эту работу по получении высшего образования (до 1925). В период обучения был корреспондентом Агентства ВЦИК, слушателем Аэросъёмочной школы. В 1925–1932 гг. преподавал в Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской.
Одновременно, в 1926–1930 гг., Якобсон, будучи научным сотрудником Государственной академии художественных наук (ГАХН), проводил исследования творчества актёра, результаты которых получили отражение в вышедшей в 1936 г. с предисловием В. Н. Колбановского книге «Психология сценических чувств актёра. Этюд по психологии творчества» (Якобсон. 1936). По мнению Якобсона, проблема сценических чувств представляет собой частный случай проблемы сценического поведения актёра. В качестве приложения в книгу вошла статья Л. С. Выготского «К вопросу о психологии творчества актёра» (Выготский. 1936), в которой подчёркивается исторический характер игры актёра (на примере сравнения системы Станиславского и театра Вахтангова) и ставится задача «конкретно-психологического и исторически изменчивого объяснения каждой… системы актёрской игры» (Выготский. 1936. С. 210). Поиск оснований творчества актёра – та проблема, которая объединила исследования Выготского и Якобсона.
В 1932–1938 гг. Якобсон – методист-консультант по техническому образованию в Управлении уполномоченного наркома тяжёлого строительства по Московской области. Одновременно преподавал психологию в различных учебных заведениях; работал в научно-исследовательском отделе Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей, занимался изучением психологии изобретений; полученные данные обобщены в книге «Процесс творческой работы изобретателя» (Якобсон. 1934). На материале 15 творческих биографий советских изобретателей, собранных по поручению Государственного института психологии, педологии и психотехники (ныне ПИ РАО) совместно с М. С. Лебединским с помощью специального «Опросника по изучению психологии изобретателя» (Лебединский. 1934), Якобсон проанализировал содержание и этапы процесса технического творчества начиная с его зарождения. Он отмечал, что техническое изобретательство есть «своеобразная область человеческого творчества со своими особыми приёмами работы, со своим методом мышления, со своим особым типом творческого сознания» (Якобсон. 1934. С. 28).
31 декабря 1935 г. Народным комиссариатом по просвещению РСФСР Якобсону присуждена степень кандидата педагогических наук (по психологии) без защиты диссертации. В 1940 г. ему присвоено учёное звание доцента.
С сентября 1938 г. по май 1941 г. Якобсон – заведующий аспирантурой и доцент ГИТИСа.
В июле 1941 г. ушёл в ополчение в 8-ю Краснопресненскую дивизию. В октябре 1941 г. попал в окружение в районе Вязьмы. Прорываясь из окружения, был ранен и захвачен в плен, из которого бежал. Пробыл в госпитале до мая 1942 г.
После демобилизации вернулся в Москву и в 1942–1950 гг. был доцентом кафедры психологии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; также в 1942–1945 гг. работал консультантом научно-творческого отдела Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей Российской Федерации).
Параллельно с работой в университете, с 1 апреля 1944 г. и до конца жизни, Якобсон – старший научный сотрудник НИИ психологии Академии педагогических наук (АПН) РСФСР (ныне ПИ РАО). Работу в институте начал в лаборатории психологии искусства и художественного воспитания (заведующий – Б. М. Теплов), далее перешёл в лабораторию психологии обучения (заведующий – Н. А. Менчинская), лабораторию психологии способностей (заведующий – В. А. Крутецкий), в последние годы жизни работал в лаборатории социальной психологии (социальной перцепции, заведующий – А. А. Бодалёв). Проведённые в эти годы психологические исследования получили отражение в многочисленных публикациях – книгах, научных и научно-популярных статьях, в энциклопедических изданиях («Большая советская энциклопедия», «Педагогическая энциклопедия»).
Начатые в довоенные годы исследования художественного и технического творчества впоследствии были продолжены (Якобсон. 1961; 1964; 1971). Самостоятельным направлением стало также изучение психологии чувств и эмоций (Якобсон. 1956; 1958; 1960; 1998), развития эмоциональной сферы в детском возрасте (Якобсон. 1966; 1976). Особое внимание Якобсон уделял проблеме воспитания чувств как проблеме «изменения… личности человека, её отношения к вещам, жизненных установок, субъективного мира» (Якобсон. 1958. С. 340). Проводил также исследования мотивации человека (Якобсон. 1969; 1998), в частности проанализировал основные теории мотивации, сложившиеся в рамках различных направлений психологии. Якобсон обратил внимание на то, что сам термин «мотивация поведения» используется в узком смысле слова – как мотивация конкретных форм поведения человека и в широком – как совокупность психологических моментов поведения, которые определяют поведение человека в целом. Он писал о необходимости рассмотрения мотивов с точки зрения их психологической сущности – «...их роли и значения в психической жизни человека, организации его действий и проступков, определения существа его поступков» (Якобсон. 1998. С. 191) – и в качестве метода исследования предлагал «восстановить в правах монографическое изучение и описание отдельных людей в плане изучения их мотивационной сферы» (Якобсон. 1998. С. 297). Специальное внимание уделил анализу мотивов учебной и трудовой деятельности.
В 1962 г. на философском факультете Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (ныне СПбГУ) защитил диссертацию «Психология чувств» на соискание учёной степени доктора педагогических наук (по психологии). Учёная степень доктора педагогических наук присуждена ВАК 17 июня 1964 г.
Анализируя перспективы изучения мотивации поведения человека, Якобсон обратился к понятию социальных установок как отношения к различным сторонам социальной действительности, что связано с его последующими исследованиями в области социальной психологии, которые пришлись на конец 1960-х – 1970-е гг. (Якобсон. 1968; 1973).
С января 1974 г. научный консультант Института общей и педагогической психологии АПН СССР.
Под руководством Якобсона защищено более 20 кандидатских диссертаций.
Посмертно труды Якобсона были переизданы в серии «Психологи Отечества»: в том избранных его работ «Психология чувств и мотивации» (Якобсон. 1998) вошли отдельные главы из книг «Психология чувств» и «Психологические проблемы мотивации поведения человека»; биографическая статья написана Е. М. Борисовой (Борисова. 1998).
Награждён медалями «За победу над Германией» (1946), «За доблестный труд» (1946).