Грасси Иосиф
Гра́сси Ио́сиф (Джузеппе Грасси, Giuseppe Grassi; Иосиф Павлович Грасси) (1806, Королевство Сардиния, ныне Италия – 1866, точные даты и место рождения и смерти не установлены), итальянский скрипач. Жил и работал преимущественно в России.
Сардинский подданный. В 1825 г. прибыл в Россию с концертами, поселился в Москве. С 1826 г. 1-й скрипач (солист) московских Императорских театров, в 1828–1838 гг. в штате Оркестра Большого театра, участвовал в оперных и балетных спектаклях, великопостных концертах. В 1831 г., наряду с жалованьем, за заслуги был досрочно «награждён пенсионом» (571 руб. 44 коп.), почти равным жалованью солиста оркестра и превышающим установленную сумму (Парфёнова. 2018. С. 16, 26).
Грасси был известным концертирующим музыкантом, выступал как солист и в камерных ансамблях. Участвовал в концертах на сцене Большого театра, дал здесь сольные концерты в 1828, 1829 (с участием Н. Е. Кубишты, Н. В. Лаврова, А. О. Бантышева), 1830 (с участием Бантышева и др.), 1831, 1832, 1833 [с участием виолончелиста А. И. (Г.) Шмидта, Лаврова и др.], 1835 гг. Выступал на сцене Малого театра, в зале Благородного собрания, в аристократических салонах. Играл в ансамблях вместе со скрипачами А. М. Аматовым, И. И. Иоганнисом, пианистом Т. Дёлером, позднее – с Н. Г. Рубинштейном.
В 1840 – 1845 гг. с успехом гастролировал в Италии и Франции, выступал в 1849 г. в Симбирске (ныне Ульяновск), в 1850 г. – в Одессе.
Исполнял сольные и камерные сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Крейцера, Ш. Берио, Н. Паганини (известно о его выступлении в 1857 в Москве с концертом Паганини), собственные сочинения. В рецензиях (в «Московских ведомостях» и др.) содержатся многочисленные восторженные похвалы критиков, называвших его одним из величайших современных скрипачей. Так, один из критиков писал о нём: «Артист, занимавший здесь несколько лет с отличием место первого скрипача в театральном оркестре, артист, поставленный общим мнением европейских знатоков на ряду с первостепенными скрипачами нашего времени... <…> …Эта мужественная, классически-строгая и вместе с тем увлекательная игра. <…> …Какая целостность и неразрывность звука в каденциях (points d'orgue)! какое удивительное Staccato! какая чистота и приятность в арпеджиях…» [Московские ведомости. 1845. 20 марта (№ 34). С. 232–233].
Давал уроки игры на скрипке.
Почётный член академии «Санта Чечилия» в Риме, Флорентийского филармонического общества.
Его правнучка – пианистка Тамара Дмитриевна Кетхудова (Душкина; 1905–1999), была замужем за архитектором А. Н. Душкиным.