Гондола
Гондо́ла (итал. góndola), 1) одновёсельная плоскодонная лодка с несимметричным поперечным сечением (длина в среднем 10 м, ширина 1,3 м), поднятыми украшенными оконечностями, имеющая каюту или навес для пассажиров и управляемая одним гребцом – гондольером. Получила распространение в Венеции (упоминается в источниках с конца 11 в.). Современные гондолы используются главным образом для прогулок туристов.
2) Кабина воздухоплавательного летательного аппарата (аэростата, дирижабля) для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовой установки. Гондола может быть открытой и закрытой. Открытую кабину используют на высоте до 4 км, а на высоте 4–11 км – только при наличии у экипажа индивидуальных кислородных приборов и утеплённой одежды (комбинезонов). Закрытую гондолу (герметичную с кондиционированием) используют на высотных аэростатах (высота свыше 11 км). Идея создания герметичной гондолы для полёта в высокие слои атмосферы высказана Д. И. Менделеевым в 1875 г. Впервые такая кабина применена в 1931 г. О. Пиккаром при полёте на стратостате. Первая в СССР герметичная гондола конструкции В. А. Чижевского была установлена на стратостате «СССР-1» в 1933 г. Конструкция гондолы включает каркас из тонкостенных профилей и обшивку. Гондола может изготавливаться также из стекло- и углепластика. Пассажирская гондола с рубкой управления обычно размещается ближе к носовой части корпуса. Под днищем гондолы монтируются посадочные устройства – пневматические амортизаторы, поплавки, опорные колёса.
3) Оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя, обеспечивающая его установку и эксплуатацию; является частью силовой установки летательного аппарата. Иногда гондолу называют мотогондолой. Основные элементы гондолы – каркас с тонкостенными панелями, снабжёнными быстросъёмными крышками, система вентиляции, система крепления двигателя.
4) Гондола железнодорожная – саморазгружающийся полувагон с плоским горизонтальным полом.