Геттиер Эдмунд
Геттие́р Эдму́нд (Edmund Gettier; Эдмунд Геттиер Ли III, Edmund Gettier Lee III) (31.10.1927, Балтимор, штат Мэриленд, США – 23.3.2021), американский философ, специалист в области эпистемологии, философии языка и формальной семантики. Известен благодаря критике классического определения знания, изложенной в статье «Является ли знанием истинное обоснованное убеждение?» (Gettier. 1963). Эпистемологическая проблема, сформулированная в статье, позже стала называться проблемой Геттиера. Статья существенно повлияла на развитие эпистемологии во второй половине 20 в., став одной из наиболее цитируемых работ в истории философии.
Биография
Геттиер родился в Балтиморе (штат Мэриленд, США) в семье пастора Епископальной церкви Эдмунда Ли Геттиера-младшего и Клары Франсис Шуле. Закончил бакалавриат в Университете Джонcа Хопкинса в 1949 г. С 1953 по 1955 гг. служил в армии США. В 1961 г. получил степень доктора философии в Корнеллском университете, защитив диссертацию «Теории убеждения Бертрана Рассела» («Bertrand Russell’s Theories of Belief») под руководством Н. Малкольма. От Малкольма Геттиер перенял интерес к философии Л. Витгенштейна, особенно к философии языка. Вероятно, Геттиер мог лично присутствовать на семинарах Витгенштейна, когда тот приезжал в 1949 г. в Корнелл.
Академическая карьера Геттиера началась в Университете Уэйна, где он работал с 1957 до 1967 гг. Параллельно с этим он был стипендиатом программы постдокторантуры Университета Питтсбурга. В дальнейшем Геттиер преподавал в университете Массачусетса в Амхерсте, пока не вышел на пенсию в 2001 г. Его коллегами были философы А. Плантинга, Г.-Н. Кастанеда, К. Лерер.
Его младший брат – Альберт Геттиер, президент ассоциации страховщиков Балтимора, известный в Мэриленде меценат и масон. Геттиер был дважды женат. В первом браке с доктором права Астрид Элизабет Пфайффер родились пять детей. От второго брака с актрисой Люсией Милдой Мингелой у Геттиера двое детей.
Публикации и преподавательская деятельность
За свою долгую карьеру Геттиер опубликовал всего три небольшие работы: статью «Является ли знанием истинное обоснованное убеждение?» (1963), комментарий к статье «Концепция личности» А. Айера (1967) и обзор на книгу «Философское рассуждение» Дж. Пассмора (1965). Исследователь Ф. Брикер считает, что, возможно, имеется потерянная четвёртая работа, опубликованная на испанском языке в центральноамериканском журнале (Greco. 2005).
По воспоминаниям коллег, Геттиер оказал влияние на своих коллег, студентов и аспирантов благодаря неформальным философским беседам, которые он любил проводить вне стен университетских аудиторий – преимущественно в кофейне (Мемориальная страница на сайте Массачусетского университета). Привычка Геттиера делать заметки на бумажных салфетках, которую называли «философствование при помощи салфеток», породила ряд академических шуток. В частности, один из аспирантов подарил Геттиеру набор из пятисот бумажных салфеток, на каждой из которых было напечатано «Edmund L. Gettier, III»; другой аспирант предложил, чтобы студенты составили «Сборник салфеток Эдмунда Геттиера». Его педагогические приёмы были схожи с тем, что практиковали Витгенштейн и Малькольм.