Гантке Вольфганг
Га́нтке Во́льфганг (род. 4.1.1951, Бад-Кёнигсхофен-им-Грабфельд), немецкий религиовед, создатель «ориентированной на проблему» феноменологии религии.
После обучения в начальной школе (1957–1965) Гантке нескольких лет работал в качестве туристического агента (1965–1974) в Трире. Он получил возможность поступить в университет в 1977 г., окончив среднюю школу по 2-й образовательной программе в католическом колледже Кеттелер в Майнце. С 1977 по 1983 гг. Гантке изучал сравнительное религиоведение, философию и систематическое богословие в Боннском университете, где среди его учителей были феноменолог религии Г. Меншинг и религиовед Х. И. Климкайт. В 1983 г. Гантке защитил на философском факультете университета Бонна кандидатскую диссертацию под названием «Значение герменевтического подхода Отто Фридриха Больнова для религиоведения« (Die Bedeutung des hermeneutischen Ansatzes Otto Friedrich Bollnows für die Religionswissenschaft. 1987). В 1996 г. Гантке защитил там же докторскую диссертацию о «спорном понятии "священное"» (Der umstrittene Begriff des Heiligen. 1998). С 1999 по 2001 гг. работал в религиоведческом семинаре Боннского университета в качестве частного лектора (Privatdozent) и представителя кафедры (Lehrstuhlvertreter). С 2004 г. профессор кафедры религиоведения и теологии религий Университета имени Гёте во Франкфурте-на-Майне. С октября 2016 г. по март 2020 г. работал старшим профессором кафедры католического богословия, профессором кафедры религиоведения и теологии в том же учебном заведении.
В своей «ориентированной на проблему» феноменологии религии Гантке излагает следующие методологические установки:
Антропологический способ рассмотрения священного (с опорой на философию человека Х. Плеснера).
Контекстуальный способ рассмотрения (в данном случае речь идёт об ассимиляции феноменологией религии католической фундаментальной контекстуальной теологии X. Вальденфельса).
Диалогически-межкультурный способ рассмотрения, создателем которого Гантке считает М. Бубера.
Герменевтический способ рассмотрения, ориентированный на теории интерпретации О. Ф. Больнова.
Ориентированная на проблему феноменология религии Гантке отвергает главные положения классической феноменологии религии. С точки зрения учёного, наука о священном перестаёт быть теорией религиозного опыта. Гантке отказывается от идеи генерации глобальной морфологии религии и от попытки создания универсальной матрицы религиозного сознания со «священным» в качестве основополагающей категории. Он мотивирует это ограниченностью научно-философской природы классической западной феноменологии религии в её попытках придать общезначимый смысл европейским критериям научности и истинности. В отличие от Р. Отто, И. Ваха, Ф. Хайлера и других классиков феноменологии религии, Гантке привлекает понятие «священное» не в качестве инвариантной структуры религиозного сознания с тем или иным набором универсальных черт, а в виде «открытого вопроса» (открытой проблемы).
Гантке концептуализирует священное в качестве герменевтического понятия, следуя О. Ф. Больнову, для которого понятия языка религии не являются «определяемыми понятиями» (Г. Липпс), т. е. формально-логическими. В «герменевтической логике» Липпса они принадлежат к «понятиям-концепциям», или «герменевтическим понятиям». Интерпретация таких понятий предполагает в каждом случае совершенно определённое понимание жизни, определённую антропологию.
Гантке развивает понимание священного в горизонте времени. Так, он указывает, что для классической феноменологии религии характерна неразрывная взаимосвязь между вечностью, неизменностью и идентичностью, представленная в концепции священного времени, т. н. античная конструкция времени, у истоков которой стоял Парменид (Парменидово время). «Например, для индийского темпорального сознания вре́менное/изменчивое/необратимое и вневременное/вечное/тождественное себе (профанное и сакральное время в классической феноменологии религии) не исключают друг друга, а взаимно проникают сложным способом». Священное в индийском религиозном сознании, отмечает Гантке, ссылаясь на работы Шри Ауробиндо, может обладать развёрнутой трансцендентностью времени и неразвёрнутой имманентностью времени, но в глубине всё свято (Gantke. 1998. S. 359).
В свете идеи эксцентризма ориентированная на проблему феноменология религии, согласно концепции Гантке, обязана быть равно дистанцирована как от «кажущихся очевидными предположений религиозной западной традиции, следовательно, от теоцентризма», так и от «кажущихся очевидными предположений профанной западной традиции, следовательно, от антропоцентризма» (Gantke. 1998. S. 310). Идея эксцентризма острее других подчёркивает дифференциацию, дистанцию – а значит, и неравенство между человеком и миром, между человеческой и священной сферой.
Используя герменевтику М. Хайдеггера и О. Ф. Больнова, Гантке отказывается от любого типа культурологического редукционизма в подходах к священному, сохраняя при этом священное в качестве открытого трансцендентному. «Только одностороннему западно-антропоцентристскому взгляду священное могло казаться чистым продуктом культуры», – полагает Гантке (Gantke. 1998. S. 193). «Священное в качестве предмета науки ...может выглядеть только как конструкт субъективной нововременной культуры воли и рассудка» (Gantke. 1998. S. 236).
Однако именно идея эксцентризма, развитая применительно к религии, приводит, по Гантке, к тому, что религия интерпретируется как незавершённый, возможно, даже незавершаемый проект. Принцип методологического многообразия при равнозначности подходов и плюрализме истины, с одной стороны, уравнивает в правах любой способ изучения религии (теологический, культурологический, философский, ненаучный), а с другой – ставит под вопрос возможность тематизации феномена в качестве религиозного. Если отнести современную феноменологию религии исключительно к сравнительно-историческим дисциплинам, то будет затруднительно представить религиозные феномены как нечто «другое». «Уже один вопрос о том, идет ли речь в буддизме о религии, выводит нас за рамки чисто сравнительно-эмпирического способа рассмотрения», констатирует Гантке (Gantke. 1998. S. 138).
Проблему понимания «другого», несоизмеримости религиозных онтологий, нередуцируемости истины святого к истинам объективированного познания наиболее полно распознаёт именно межкультурный способ изучения религии. «В перспективе ориентированной на проблему феноменологии религии следует превратить сегодня в межкультурном контексте "дискуссию о священном" в "диалог о священном"», пишет Гантке (Gantke. 1998. S. 145). Ориентированная на проблему феноменология религии Гантке скорее ориентирована на М. Хайдеггера, чем на Р. Отто или М. Элиаде. Таким образом, затруднительно вести речь о преемственности проблем классической феноменологии религии и современной феноменологии религии в интерпретации Гантке, поскольку они поставлены в разных научных дискурсах: классическом нововременном и постклассическом. Феноменология религии репрезентирует стремление увязать концептуальные поля сравнительного религиоведения, теологии и философии, найти третий путь в познании религии. Если в классической феноменологии религии религиоведение растворяется в западной теологии, а теология в феноменологии религии призвана решать религиоведческие задачи, то у Гантке теология и эмпирическое религиоведение совмещаются с помощью постклассической модели науки.