Фридляндер Иосиф Наумович
Фридля́ндер Ио́сиф Нау́мович [15(28).9.1913, Андижан – 31.5.2009, Москва], советский и российский металловед, специалист в области создания и обработки лёгких конструкционных сплавов и металлических композиционных материалов. Заслуженный авиастроитель (1948). Доктор технических наук (1958), профессор (1960), член-корреспондент АН СССР (1976), академик АН СССР (1984; с 1991 РАН).
Среднее образование Фридляндер получил в Андижане (1929). Во время учёбы в 9-м классе одновременно учился на бухгалтерских курсах. После окончания школы был направлен на работу в колхоз, который находился примерно в 30 км от Андижана. В 1930 г. семья Фридляндера переехала в Душанбе, где он стал корреспондентом «Комсомольской правды» по Таджикистану. В 1931 г. по рекомендации ЦК комсомола Таджикской ССР поступил на кафедру металловедения в Московский механико-машиностроительный институт им. Н. Э. Баумана (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана), который окончил в 1937 г. Будучи студентом (в 1936), работал во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ), где впоследствии руководил научно-исследовательским отделением до 2009 г. В 1955–1956 гг. под его руководством созданы первые бериллиевые сплавы. Фридляндер внёс неоценимый вклад в создание теоретических основ и разработку высокоэффективных алюминиевых конструкционных сплавов, позволивших создавать передовые отечественные пассажирские и военно-транспортные самолёты, бомбардировщики и истребители, твёрдотопливные и жидкостные ракеты, изделия атомной промышленности. Ему принадлежит авторство в разработке технологий, позволяющих производить основные виды полуфабрикатов деталей конструкций из лёгких металлических сплавов, их обработки на заводах авиационной, ракетно-космической, атомной и других оборонных отраслей промышленности, а также организация их массового промышленного производства. Разработанные им сплавы нашли применение в конструкциях практически всех советских и российских самолётов, а также в ракетно-космической технике [самолёт Ту-4, бомбардировщик Ту-16, стратегический бомбардировщик Ту-95, все пассажирские самолёты Ту, вплоть до Ту-154 и современных Ту-204 и Ту-334, мощный военно-транспортный самолёт Ан-22 («Антей»), гиганты Ан-225 («Мрия») и Ан-124 («Руслан»), сверхзвуковые истребители МиГ-23, самолёты вертикального взлёта Як-38, гидросамолёты КБ Бериева; баки самой мощной в мире ракеты-носителя (РН) «Энергия», баки космического грузовика – РН «Протон», лопатки турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей].
В 1980–1990 гг. Фридляндер – председатель секции Государственного комитета СССР по присуждению Ленинских и Государственных премий в области науки и техники. Одновременно (1984–1982) заместитель президента Международной ассоциации академий наук России, Украины, Белоруссии, Казахстана (МААН).
Фриляндер – лауреат Сталинской премии 3-й степени (1948), Ленинской премии (1963), премии Совета Министров СССР (1982) и Государственной премии РФ (1999). Награждён орденами «Знак Почёта» (1945, 1957), Трудового Красного Знамени (1949, 1971), Октябрьской революции (1981), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2002).
Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.