Франция. Российско-французские отношения
Росси́йско-францу́зские отноше́ния. После распада СССР российско-французские отношения прошли несколько этапов развития (периоды сближения сменялись охлаждением), сохраняя при этом привилегированный статус, который изначально был продиктован взаимным уважением двух государственных лидеров: Ф. Миттерана и М. С. Горбачёва. Франция отводила себе ответственную роль проводника либерально-демократической реорганизации Восточной Европы – залога её будущего мирного и стабильного развития. России, стремившейся восстановить собственный международный вес в трудных условиях перехода к рыночной экономике, особые отношения с Францией обеспечивали благожелательную поддержку благополучного и влиятельного западноевропейского государства. Отношение Ф. Миттерана к России было основано на стремлении стимулировать движение России в западном направлении, что способствовало и усилению роли Франции в строительстве новой Европы, и повышению веса Западной Европы в мире, выравниванию потенциалов независимого действия внутри евро-атлантического блока. Президент Франции настаивал на особом уважении к России, переживающей процесс революционной трансформации.
7 февраля 1992 г. президент РФ Б. Н. Ельцин и президент Франции Ф. Миттеран подписали Договор между Россией и Францией. Согласно документу, Франция признавала Россию правопреемницей СССР; стороны обязались «развивать новые взаимоотношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве» (ст. 1).
Следующий президент Франции – Ж. Ширак – разделял взгляды Ф. Миттерана на видение общего будущего России и ЕС, содействовал усилению её международных позиций, поддержал стремление России к полноправному участию в Большой семёрке. В 1996 г. была создана межправительственная российско-французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества под председательством глав правительств – основной руководящий орган, определяющий стратегию и направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической и научно-технической областях (последнее заседание прошло в 2013).
В декабре 1996 г. Франция поддержала российскую заявку на вступление в Совет Европы (член организации в 1996–2022).
В конце 1990-х гг. благоприятный климат двусторонних отношений был нарушен поддержкой Францией военной интервенции НАТО против Югославии 1999 г. (Россия квалифицировала эту операцию как акт «агрессии против суверенного государства») и силовой операцией российского правительства на территории Чечни, которую резко осуждала французская сторона. В начале 2000-х гг. российско-французское сотрудничество по вопросам глобальной безопасности было возобновлено: вторжение США в Ирак в 2003 г. было воспринято в России и Франции негативно. В июле 2002 г. было заявлено о создании франко-российского Совета сотрудничества в области безопасности с участием министров иностранных дел и министров обороны. Партнёрство Парижа и Москвы приобрело стратегический характер.
Критически важный этап в российско-французских отношениях связан с югоосетинским конфликтом 2008 г. Н. Саркози назвал действия России «непропорциональными». В этот период Н. Саркози выступил посредником в урегулировании конфликта и сыграл важную роль в установлении перемирия между Россией и Грузией: президент Франции прибыл 12 августа 2008 г. с официальным визитом в Москву на встречу с президентом России Д. А. Медведевым. В результате переговоров был разработан т. н. план Медведева – Саркози.
В 2011 г. продуктивность российско-французского политического диалога вновь была осложнена противоположными позициями по отношению к гражданским войнам в Сирии и Ливии. Заметно ухудшились франко-российские отношения после вхождения Крыма в состав РФ в марте 2014 г. и начала военного конфликта на юго-востоке Украины. Франция выступила солидарно с партнёрами по НАТО и ЕС, которые ввели экономические санкции в отношении России. Вместе с тем президент Ф. Олланд стал одним из инициаторов миротворческого процесса на юго-востоке Украины, предложив совместно с канцлером ФРГ А. Меркель «нормандский формат» переговоров по урегулированию вооружённого конфликта с участием России.
В 2017 г. состоялась первая встреча президента Российской Федерации В. В. Путина и президента Франции Э. Макрона. В мае 2018 г. Э. Макрон посетил Россию в качестве почётного гостя Петербургского международного экономического форума. В октябре 2018 г. В. В. Путин и Э. Макрон приняли участие в четырёхстороннем саммите России, Турции, Германии и Франции по Сирии в Стамбуле. В августе 2019 г. состоялись переговоры президентов России и Франции в резиденции Э. Макрона «Форт Брегансон». В декабре 2019 г. в Париже прошла двусторонняя встреча президентов «на полях» саммита «нормандской четвёрки». 7 февраля 2022 г. Э. Макрон с рабочим визитом посетил Москву: обсуждался широкий спектр вопросов, в том числе ситуация на Украине.
После начала Специальной военной операции на Украине в 2022 г. двустороннее сотрудничество фактически прекращено. Франция выступила с поддержкой масштабных антироссийских санкций и объявила о военной помощи Украине. Тем не менее Э. Макрон заявил о необходимости сохранения диалога с Россией: в 2022 г. состоялось более 20 телефонных переговоров В. В. Путина и Э. Макрона (в том числе вместе с канцлером ФРГ О. Шольцем).