Мастроянни Марчелло
Мастроя́нни Марче́лло, Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни (Marcello Vincenzo Domenico Mastroianni) (28.9.1924, по другим данным, 1923, Фонтана-Лири, провинция Терра-ди-Лаворо, ныне провинция Фрозиноне, область Лацио – 19.12.1996, Париж), итальянский актёр.
В 1947 г. начал работать как актёр-любитель университетского театра в Риме, на рубеже 1940–1950-х гг. – в труппе Л. Висконти. Роли: Харольд Митчелл (1949), Стенли Ковальский («Трамвай "Желание"» Т. Уильямса, 1951), Диомед («Троил и Крессида» У. Шекспира, 1949), кавалер Рипафратта («Трактирщица» К. Гольдони, 1952), Солёный, доктор Астров («Три сестры», 1952; «Дядя Ваня», 1955, обе пьесы – А. П. Чехова) и др.
В кино с конца 1930-х гг. («Железная корона», «La Corona di ferro», 1941; «История одной любви» «Una storia d'amore», 1942; «Отверженные», «I Miserabili», «Tempesta su Parigi», 1947). Известность принесло участие в фильмах позднего и «розового» неореализма («Августовское воскресенье», «Domenica d'agosto», 1950; «Повесть о бедных влюблённых», «Cronache di poveri amanti»; «Дни любви», «Giorni d'amore», оба – 1954, и др.), а также исполнение главных ролей в фильмах Висконти (Мечтатель – «Белые ночи», «Le Notti bianche», по Ф. М. Достоевскому, 1957; Мерсо – «Посторонний», «Lo Straniero», по А. Камю, 1967).
Универсальный дар Мастроянни, владевшего богатой палитрой художественных средств как в драматических, так и в комедийных ролях, раскрылся в фильмах «Ночь» М. Антониони («La Notte», 1961), «Развод по-итальянски» П. Джерми («Divorzio all'italiana», 1961; премия «Золотой глобус», 1963), «Семейная хроника» В. Дзурлини («Cronaca familiare», 1962). Эталонным в мировом киноискусстве признан актёрский дуэт с С. Лорен в фильмах В. Де Сики («Вчера, сегодня, завтра» («Ieri, oggi, domani», 1963; премия «Давид ди Донателло», 1964), «Брак по-итальянски» («Matrimonio All’Italiana», 1964; премия «Давид ди Донателло», 1965), «Подсолнухи» («Girasoli», 1970).
Как идеальный проводник режиссёрского замысла выступил в фильмах Ф. Феллини «Сладкая жизнь» («La Dolce Vita», 1959), «Восемь с половиной» («Otto e mezzo», 1963), «Рим» («Roma», 1972), «Город женщин» («La città delle donne», 1980), «Джинджер и Фред» («Ginger e Fred», 1985; премия «Давид ди Донателло», 1986), «Интервью» («Intervista», 1987), телефильме «Блокнот режиссёра» («Fellini – taccuino del regista», 1969).
Сыграв в кино свыше 150 ролей, Мастроянни создал своего рода визуальную энциклопедию национального характера. Один из ведущих европейских актёров 1970-х – начала 1980-х гг., работал с крупными режиссёрами различных школ и направлений, среди которых: Э. Скола [«Драма ревности: все детали в хронике» («Dramma della gelosia – tutti i particolari in cronaca», 1970; приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, в том же году), «Разрешите представиться, Рокко Папалео» («Permette? Rocco Papaleo», 1971), «Мы так любили друг друга» («C'eravamo tanto amati», 1974), «Необычный день» («Una giornata particolare», 1977), «Новый мир» («Il Mondo Nuovo», другое название – «Ночь Варенны», «La Nuit De Varennes», 1982), «Макароны» («Maccheroni», 1985), «Который час?» («Che ora è», 1989; кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, в том же году), «Сплендор» («Splendor», 1989)], М. Феррери [совместно с Л. Сальче и Э. Де Филиппо, «Сегодня, завтра, послезавтра» («Oggi, domani, dopodomani», 1965), «Сука» («La cagna», другое название – «Лиза», «Liza», 1972), «Большая жратва» («La Grande Bouffe», 1973), «Не прикасайся к белой женщине!» («Touche pas à la femme blanche», 1974), «Прощай, самец!» («Ciao Maschio», другое название – «Мечта обезьяны», 1978), «История Пьеры» («Storia Di Piera», 1983)], М. Болоньини («Красавчик Антонио», «Il bell'Antonio», 1960), Э. Петри («Десятая жертва», «La Decima Vittima», 1965; «Тодо модо», «Todo modo», 1976), П. и В. Тавиани («Аллонзанфан», «Allonsanfàn», 1974), Л. Вертмюллер («Кровавая стычка между двумя мужчинами из-за вдовы. Подозреваются политические мотивы», «Fatto di sangue fra due uomini per causa di una vedova, si sospettano moventi politici», 1978), Л. Кавани («Шкура», «La pelle», 1981; «За дверью», «Oltre la porta», 1982), М. Беллоккьо («Генрих IV», «Enrico IV», 1984), T. Ангелопулос («Пасечник», «Ο Μελισσοκόμος», 1986), Н. С. Михалков («Очи чёрные», 1987; приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, 1987; премия «Давид ди Донателло», 1988).
Среди других фильмов: «Под вечер» («Verso sera», 1990), «Прерванный шаг аиста» («Το μετέωρο βήμα του πελαργού», 1991), «Второе дыхание» («Used People», 1992), «Раз, два, три... замри!» («Un, deux, trois, soleil», 1993), «Высокая мода» («Prêt-à-Porter», 1994), «За облаками» («Al di là delle nuvole», 1995), «Три жизни и одна смерть» («Trois vies et une seule mort», 1996), «Путешествие к началу мира» («Viagem ao Princípio do Mundo», 1997).
Приз «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за кинематографическую карьеру (1990), почётная премия «Сезар» (1993), специальная премия «Давид ди Донателло» (1983, за достижения в кинематографе; 1997, посмертно).
Награждён орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой»: командор (1967), великий офицер (1987), кавалер Большого креста (1994).