Астер Фред
Асте́р Фред (Fred Astaire; настоящие имя и фамилия Фредерик Аустерлиц, Frederick Austerlitz) (10.5.1899, Омаха, штат Небраска – 22.6.1987, Беверли-Хилс, штат Калифорния), американский танцор, актёр, музыкант.
Отец Фреда Астера – Фридрих (Фриц) Аустерлиц, из семьи австрийских евреев, принявших католичество; в США он без особого успеха занимался пивоварением. Мать – Йоханна (Анна) Гайлус, родилась в США в лютеранской семье иммигрантов из Восточной Пруссии. Старшая сестра, Адель (1896–1981), занималась в местной школе танцев и вскоре стала выступать публично. В той же школе занимался Фред, обнаруживший выдающиеся природные данные.
В 1905 г. в Нью-Йорке детей приняли в престижную танцевальную школу Клода Альвьена (англ. Alviene School of Dance Arts), в годы обучения мать придумала для них артистический псевдоним – Астер. Дебют состоялся осенью 1905 г. по инициативе Альвьена в Кипорте (штат Нью-Джерси), в водевиле «Свадебный пирог». В 1907 г. по его совету брат с сестрой перешли в балетную школу при «Метрополитен-опере», где Нед Уэйберн (Ned Wayburn) научил Фреда основам чечётки и ритмической синкопы, а также шагам в стиле «бак-энд-винг» (buck-and-wing steps). В Нью-Йорке Адель и Фред посещали театральные представления, большое впечатление произвели на них спектакли с А. П. Павловой во время её гастролей 1910 г.
28 ноября 1917 г. состоялся дебют пары на Бродвее в музыкальном ревю «Over the top» (cпектакль выдержал 78 представлений). Среди бродвейских мюзиклов, в которых выступал Фред Астер: «Джуди в кругу друзей» («The bunch and Judy», 1922) Дж. Керна, «Ради всего святого» («For goodness sake», 1922) У. Дейли и П. Ланнина, с фрагментами музыки Дж. Гершвина; особенным успехом (330 представлений) пользовался мюзикл Гершвина «Леди, будьте добры!» («Lady, be good!», 1924). В 1920-е гг. Фред и Адель несколько раз гастролировали в Англии, где о них с восторгом отзывались Б. Шоу, Дж. Голсуорси, А. А. Милн, С. Моэм и другие знаменитости.
В Англии Адель приняла решение выйти замуж за лорда Ч. Кавендиша и завершить свою артистическую карьеру. Последний раз брат и сестра танцевали вместе в мюзикле «Театральный фургон» («The band wagon», 1931; на музыку А. Шварца). В 1932 г. Фред Астер выступил в мюзикле «Весёлый развод» («Gay divorce») на музыку К. Портера (1932), после чего оставил Бродвей, заключил контракт с кинокомпанией RKO Radio Pictures в Голливуде и переехал на западное побережье США.
Новая страница в жизни артиста вошла в массовую культуру под брендом «Джинджер и Фред» как история кинокарьеры дуэта Фреда Астера с танцовщицей Джинджер Роджерс. Первой работой пары стал фильм «Полёт в Рио» («Flying down to Rio», режиссёр Т. Фриланд, 1933), за которым последовали: «Весёлая разведённая» («The gay divorcee», режиссёр М. Сандрич, 1934), «Роберта» («Roberta», режиссёр У. Сайтер, 1935), «Цилиндр» («Top hat», режиссёр М. Сандрич, 1935), «Следуя за флотом» («Follow the fleet», режиссёр М. Сандрич, 1936), «Время свинга» («Swing time», режиссёр Дж. Стивенс, 1936), «Давай потанцуем» («Shall we dance», режиссёр М. Сандрич, 1937), «Беззаботная» («Carefree», режиссёр М. Сандрич, 1938), «История Вернона и Айрин Касл» («The story of Vernon and Irene Castle», режиссёр Г. К. Поттер, 1939). Музыку к фильмам писали (часто в расчёте конкретно на исполнение Фреда Астера) популярные американские композиторы – И. Берлин, Дж. Гершвин, Дж. Керн, К. Портер, В. Юманс. Все картины с участием Джинджер и Фреда стали классикой киномюзикла, а танцевальные сцены из них – общепризнанными эталонами эстрадного танца.
Расставшись с Джинджер Роджерс, Фред Астер продолжал работать в Голливуде, но постоянной партнёрши у него больше не было. В паре с ним в разные годы работали Элинор Пауэлл («Бродвейская мелодия 1940» – «Broadway Melody of 1940», режиссёр Н. Таурог, 1940), Рита Хейворт («Ты никогда не разбогатеешь» – «You'll never get rich», режиссёр С. Ланфилд, 1941; «Ты никогда не была восхитительней» – «You were never lovelier», режиссёр У. Сайтер, 1942), Джуди Гарленд («Безумства Зигфельда» – «Ziegfeld Follies», режиссёры Л. Эйерс и др., 1945; «Пасхальный парад» – «Easter Parade», режиссёр Ч. Уолтерс, 1948), О. Хепбёрн («Забавная мордашка» – «Funny face», режиссёр С. Донен, 1957), профессиональная балерина Сид Чарисс («Театральный фургон» – «The band wagon», В. Миннелли, 1953). В 1949 г. Джинджер Роджерс и Фред Астер вновь танцевали вместе в фильме «Парочка Баркли с Бродвея» («The Barkleys of Broadway», режиссёр Ч. Уолтерс), но прежнего успеха дуэт не имел.
С конца 1950-х гг. Астер вёл популярные телевизионные шоу, приглашал в свои программы джазовых музыкантов (в том числе Каунта Бейси и Джимми Смита) и танцевал в их сопровождении. До начала 1980-х гг. продолжал сниматься в кино, среди фильмов: «Ад в поднебесье» («The towering inferno», режиссёр Дж. Гиллермин, 1974), «Лиловое такси» («Un taxi mauve», режиссёр И. Буассе, 1977), «История с привидениями» («Ghost story», режиссёр Дж. Ирвин, 1981; последняя роль).
Фред Астер развил и закрепил в своём творчестве особый вид хореографии, представлявший собой сплав классического балета, бального танца и чечётки. Благодаря безупречному чувству ритма, невероятной трудоспособности артист стал эталоном для многих своих коллег. По словам Д. Тёмкина, он «напоминал какого-то светлого человека, который, кажется, танцует, когда просто идет. Это было музыкальное волшебство» (Tiomkin. 1959. P. 135). Газеты называли его «чудаком с грустными глазами и мерцающими ногами» («this waif with the sad eyes and twinkling feet», цит. по: The Sunday Times, 5 November 1933), сочетающим эксцентричность и грациозность. К. Портер воспел Фреда Астера в шлягере «You’re the top», где герой песни среди прочего сравнивает даму своего сердца с «проворной поступью Фреда Астера» («nimble tread of the feet of Fred Astaire»). Театральный критик А. Вулкотт писал в 1927: «Я не знаю, родился ли Джордж Гершвин на свет, чтобы сочинять ритмы для ног Фреда Астера, или Фред Астер родился на свет, чтобы показать, как на самом деле следует танцевать музыку Гершвина» (New York World, 23.11.1927).
В творческом содружестве с хореографом Гермесом Паном (Hermes Pan, 1909–1990) Фред Астер ставил отдельные танцевальные номера и целые танцевальные сцены – лирические («Цилиндр») и комические («Следуя за флотом», «Второй хор»), стремился контролировать синхронизацию танца и звукового сопровождения (вплоть до подзвучки чечётки и деталей оркестровки), костюмы и декорации.
Фред Астер чисто пел (тенором), виртуозно играл на фортепиано (в том числе владел техникой страйда, которую можно наблюдать в сольных эпизодах фильмов «Роберта», «Следуя за флотом», «Бродвейская мелодия 1940»), аккордеоне («Полёт в Рио»), ударных инструментах (большое соло в фильме «Девичьи страдания» / «A damsel in distress», 1937). На протяжении всей жизни записывался на пластинки: первые аудиозаписи сделаны в Лондоне в 1923 г., в 1926 г. – в дуэте с Аделью – записал 4 песни Дж. Гершвина под аккомпанемент автора, среди них «Fascinating rhythm». Среди других хитов: «Puttin' on the Ritz» (1929), «Cheek to cheek» (1935; автор обоих – И. Берлин), «Night and day» (1932; К. Портер), «A fine romance» и «The way you look tonight» (1936; Дж. Керн), «Let's call the whole thing off» (1937; Дж. Гершвин). Песня его собственного сочинения «I'm building up to an awful letdown», записанная с танцевальным оркестром Дж. Грина, приобрела популярность в США в 1936 г. В 1952 г. записал большой LP-альбом своих «фирменных» песен в джазовой обработке – «The Astaire story», с ансамблем под руководством О. Питерсона; в 1999 г. эта историческая запись введена в Зал славы «Грэмми».
Актёрское амплуа Фреда Астера привычно связывают с комическими ролями 1930-х и 1940-х гг., но в поздние годы он проявил себя также как создатель трагических образов; среди его героев – профессор Джулиан Осборн, физик, причастный к созданию атомной бомбы, который не вынес мук совести и покончил с собой («На берегу» – «On the beach», режиссёр С. Крамер, 1959); старик Рики Хоторн, которого преследует призрак убитой девушки («История с привидениями»).
Награды и премии: 3 «Эмми» (1959, 1961, 1978), «BAFTA» (1976), «Оскар» (1949), «Грэмми» (в почётной номинации «За достижения всей жизни», 1989).
В британском фильме «Билли Эллиот» («Billy Elliot», режиссёр С. Далдри, 2000) Ф. Астер является в мечтах главному герою, мальчику Билли, как идеал танцора. Фред Астер и Джинджер Роджерс упоминаются в фильме Ф. Феллини «Джинджер и Фред» (1985), сюжет которого повествует о пожилой паре итальянских танцоров, подражавших легендарной американской паре.