Эрот
Эро́т, Эрос (῎Ερως, род. падеж ῎Ερωτος), в греческой мифологии бог любви, божество любовного влечения.
Эрот в мифологии
Согласно «Теогонии» Гесиода, Эрот – божество космического порядка, одна из первопотенций (вместе с Хаосом, Геей, Тартаром), организующей сущий мир. Рассуждения о происхождении и значении Эрота встречаются в произведениях многих античных авторов. Обычно Эрот считался сыном Афродиты, хотя существовали и другие генеалогии (например, у Платона Эрот – сын Бедности и Богатства). Эрот – непременный спутник своей матери.
В литературе Эрот изображался шаловливым, подчас капризным «златокрылым» мальчиком (или юношей), который поражал своими стрелами людей и богов, внушая им любовную страсть. В своём произведении «Метаморфозы» Апулей поместил вставную новеллу о множестве испытаний, которые пришлось преодолеть Психее, чтобы вновь обрести своего потерянного супруга – Эрота.
В эпоху Римской империи получило распространение представление о существовании множества детей нимф – эротов, которые занимались делами людей, в то время как небесный Эрот связан только с миром богов.
Культ Эрота был слабо распространён в Греции. В Феспиях (Беотия) почитали Эрота в виде необработанного камня. В греческом искусстве особенно славились изображения Эрота, созданные Праксителем (из мрамора) и Лисиппом (из бронзы).
В римской мифологии Эроту соответствует Амур.
Иконография
В искусстве начиная с античности получили распространение 2 типа изображения Эрота. Первый – Эрот в виде крылатого мальчика (часто с колчаном и луком и с завязанными глазами); таким он представал в том числе вместе с Афродитой (Венерой; «Аллегория с Венерой и Купидоном» А. Бронзино, около 1545, Национальная галерея, Лондон, и др.), а также если изображались многочисленные эроты («Поклонение Венере» Тициана, 1518–1519, Прадо, Мадрид, и др.).
Второй – Эрот в виде крылатого юноши: краснофигурный аск с изображением Эрота (3-я четверть 4 в. до н. э., Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) и др. Такой тип использовался главным образом в произведениях на сюжет мифа об Амуре и Психее, получивший широкое распространение в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения: росписи Джулио Романо в Зале Амура и Психеи в Палаццо Те в Мантуе (1526–1528), «Купидон и Психея» Дж. М. Креспи (1707–1709, Уффици, Флоренция), «Амур и Психея» А. Кановы (мрамор, 1787–1793, Лувр, Париж; авторское повторение, также известное как «Поцелуй Амура и Психеи», 1794–1799, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и многие другие.