«Enclave» (видеоигра)
«Enclave», видеоигра в жанре ролевой экшен. Разработана шведской студией Starbreeze Studios и издана совместно с американской компанией Conspiracy Entertainment в 2002 г. на платформе Xbox. В дальнейшем портировалась на различные игровые платформы другими компаниями. Особенность проекта состоит в сочетании героического и тёмного фэнтезийного сеттинга, а также открытом финале.
История создания и особенности
Создание игры «Enclave» началось в 2001 г. после объединения Starbreeze Studios с компанией O3 Games. Разработке «Enclave» предшествовал другой проект под названием «Sorcery». Он задумывался как ролевая фэнтези-игра от первого лица, но был отменён в начале 2000-х гг. (U64. 2011). После переезда Starbreeze Studios на новое место началась работа над дебютным проектом студии – «Enclave» (Enclave Heads to Xbox?). Изначально игра должна была стать мультиплеерным шутером, вдохновлённым «Quake» 1996 г. Вскоре разработчики по требованию компании-издателя изменили концепцию на более фэнтезийную. «Enclave» стала наследницей «Sorcery», имеющей одиночный режим прохождения одной из двух доступных сюжетных кампаний – Тьмы и Света.
Визуальная составляющая «Enclave» выполнена в 3D-графике. Игроки могут наблюдать за главным героем и окружением при помощи камеры с видом от третьего лица (Deez. 2003), закреплённой за спиной протагониста, и при этом контролировать обзор и подробно изучать локации, изменяя её положение.
Музыкальное сопровождение написано шведским композитором Г. Грефбергом. В ноябре 2018 г. саундтрек игры «Enclave Original Soundtrack» был выпущен в цифровом формате немецкой компанией TopWare Interactive.
В 2003 г. Starbreeze Studios объявила о разработке сиквела игры под названием «Enclave II». Проект должен был портироваться на платформы Xbox, PlayStation 2 и персональный компьютер. «Enclave II» задумывалась как игра с несколькими режимами: одиночным, многопользовательским и соревновательным. Сюжет был посвящён двум враждующим сторонам на тех территориях, где магия была не так распространена, как в землях оригинальной «Enclave». В руки злой волшебницы Каллии попала Книга Света, в которой говорилось о месте, наполненном магическими силами. Каллия пожелала обрести могущество за счёт них. Ей стремился помешать молодой ученик колдуна Эрлендур. «Enclave II» должна была включать в себя 10 игровых персонажей, 28 карт и обновлённую боевую систему. Однако дата выхода игры так и не была названа командой разработчиков (U64. 2008).
В 2021 г. компания Ziggurat Interactive объявила о выпуске ремастера «Enclave». Релиз обновлённой версии, получившей название «Enclave HD», состоялся 29 июня 2023 г. Игра включает в себя переработанную не только графическую, но и звуковую составляющую: в оригинальный саундтрек «Enclave HD» вошли около 20 новых музыкальных композиций (Mazanko. 2021).
Сюжет
Действие «Enclave» разворачивается в фэнтезийном мире вымышленных средневековых королевств. Согласно мифологии игры, за 1000 лет до начала основных сюжетных событий армия Дрег’атара под командованием повелителя демонов, известного как Ватар, практически уничтожила народ Селенхейма. Чтобы спасти выживших, верховный волшебник Зейл создал вокруг Селенхейма разлом, который оградил жителей королевства от демонических войск.
Со временем народ Селенхейма забыл о войне и нападении Ватара. Однако мирная жизнь опять оказалась под угрозой: магический разлом начал закрываться, вновь давая злу доступ к землям королевства. Задачей освобождённого из тюрьмы протагониста становится борьба за одну из воюющих сторон – Света или Тьмы. В конце главный герой должен одержать победу над предводителем вражеской армии – королём демонов Ватаром или королевой Селенхейма.
Геймплей
Геймплей «Enclave» состоит в исследовании локаций, решении головоломок и боевых столкновениях с противниками. В начале каждой миссии пользователи выбирают персонажа и снаряжение. Мощность оружия и качество брони зависят от количества золота, доступного игроку перед выполнением задания. Так, для улучшения экипировки в последующих миссиях необходимо собирать драгоценности, подробно исследуя окружение и сражаясь с врагами. Золото используется и для сохранения прогресса. Почти в каждой миссии присутствуют контрольные точки, активация которых требует определённого количества накопленных богатств. В случае поражения главный герой возрождается на обозначенном месте, но теряет часть полученного золота.
По мере прохождения игры пользователям открывается 14 подконтрольных персонажей. При борьбе за силы Света – это рыцарь, охотница, друид, полурослик, инженер, колдун и земной голем; при выборе стороны Тьмы – ассасин, берсерк, лич, гоблин, бомбардир, колдунья и каменный гном. Каждый герой обладает своими способностями, снаряжением и характеристиками. Постепенное открытие персонажей не позволяет приобрести экипировку для всех них за одно прохождение. Данное ограничение требует от пользователей вдумчивого подхода к выбору тех героев, которых они хотят задействовать на протяжении всей игры, а также подталкивает к повторному прохождению.
Боевая система предполагает использование оружия дальнего и ближнего боя, а также магических атак. Присутствует функция наведения, упрощающая сражения на больших расстояниях и обезвреживание противников из укрытий. Если вражеские NPC замечают главного героя, они делают всё, чтобы помешать ему в выполнении миссии: сбрасывают на него ящики, спускают с лестницы бочки, используют бомбы и другие доступные предметы окружения. Тем самым искусственный интеллект игры задерживает главного героя в опасной зоне и стремится нанести ему наибольший урон перед основным боем. Кроме того, монстры могут спрыгивать с балконов или проламывать люки и половицы, чтобы дезориентировать игрока внезапным нападением. Бо́льшая часть подобных событий прописана заранее, что обеспечивает пользователей знанием о поведении различных типов противников и упрощает повторное прохождение. Также игрокам доступно создание ловушек и использование особенностей окружения и рельефа для обезвреживания многочисленных врагов. Например, пользователи могут заманивать монстров в ямы и на выступы, уничтожая их без использования оружия.