Совесть (Хайдеггер)
Со́весть (нем. das Gewissen), понятие философии М. Хайдеггера, как один из экзистенциалов означает взывание самости Dasein из её потерянности в других, в люде. В совести Dasein зовёт само себя, всегда неожиданно и против собственной воли. Зовущий зова совести – само Dasein в его не-по-себе, которое открывается в расположении ужаса (die Angst). Этот зов не предлагает никаких конкретных рекомендаций, но обращён к Dasein в «тревожном модусе молчания». Он призывает «назад к умолчанию экзистирующего умения быть» (Хайдеггер М. Бытие и время. Москва, 1997. С. 277). Совесть, таким образом, является свидетельством его наиболее собственной способности быть и открывает для этого сущего такую его экзистенциальную характеристику, как бытие-виновным, т. е. необходимость в решимости брать на себя бытие основанием своего бытия при отсутствии каких-либо заранее заданных внешних его оснований (см. Хайдеггер М. «Бытие и время». § 54–60).