Эфраим Микаэль
Эфраи́м Микаэ́ль, Эфраим-Жорж Мишель (Éphraïm Mikhaël, Éphraïm-Georges Michel) (25.6.1866, Тулуза – 5.5.1890, Париж), французский поэт.
Биографическая справка
Из еврейской семьи купцов (торговали одеждой и тканями, затем – вином). С 1881 г. с родителями жил в Париже, учился в лицее Фонтена (с 1883 лицей Кондорсе).
В 1880-х гг. учился в Сорбонне, затем – в Школе хартий, где получил профессию архивиста-палеографа (диссертация 1889 посвящена Ришару Сен-Викторскому и его наследию).
В студенческие годы слушал лекции по философии Э. М. Каро, посещал литературные собрания – «вторники» С. Малларме, «субботы» Леконта де Лиля. Дружил с А. де Ренье, О. де Вилье де Лиль-Аданом, М. Метерлинком и другими писателями.
С 1889 г. сотрудник Национальной библиотеки Франции.
Умер от туберкулёза.
Литературное творчество
Ранние символистские стихотворения Эфраима Микаэля выходили в журналах La Basoche («Базош», 1884‒1886), La Pléiade («Плеяда», 1886), La Jeune France («Молодая Франция», 1886‒1887).
В первом и единственном прижизненном поэтическом сборнике «Осень» («L’Automne», 1886) импрессионистично запечатлены мимолётные впечатления и переживания лирического героя, в духе символизма переданы соответствия между природой и пейзажем души. Среди центральных тем – печаль и одиночество. В стихотворении «Сентябрьская печаль» («Tristesse de septembre») подавленное состояние героя вызвано сменяемостью времён года, напоминающей о смерти:
Когда шумят дубы осенним перезвоном,
Не сожаления о лете правят мной,
А страх перед весной и ветром благовонным.
Апрелем будущим и зеленью лесной
До слёз подавлен я, томясь, что рощи эти
Должны через века стоять любой ценой.
Что в прошлом, на заре бесчисленных столетий,
Росли такие же колосья и цветы,
Что увядание и смерть – цветенья дети.
Важное место в творчестве поэта занимают стихотворения в прозе. Для многих характерны трагическая тональность, внимание к темам одиночества, страха, смерти. В произведении «Магазин игрушек» («Le Magasin de Jouets», создано в 1885) лирический герой предаётся меланхолическим размышлениям о суете и пошлости жизни и имплицитно сравнивает прохожих с куклами.
Картины мрачного, равнодушного города, характерные также для стихотворений в прозе «На углу бульвара» («Au coin du boulevard», создано в 1890) и «С трамвайной платформы» («De la plate-forme du tramway», создано в 1890), отсылают к книгам Ш. Бодлера «Цветы зла» (1857, переиздание 1861) и «Парижский сплин» (1869).
Стихотворение в прозе «Кильватер» («Le Sillage», создано в 1885) по содержанию пересекается со стихотворением А. Рембо «Пьяный корабль» (1871): в обоих произведениях описано одушевлённое судно, которое устало и томится от скуки, однако вынуждено продолжать путь.
В некоторых стихотворениях в прозе лирическое начало уступает место эпическому, присутствует философский или морализаторский подтекст. В произведении «Королевская власть» («Royauté», создано в 1886) главный герой после вступления на престол осознаёт тщетность радости и находит утешение в жестокости и страдании. В финале король встречает 12 стариков – месяцев года, которые в наказание за гордыню делают его своим вечным пленником. В стихотворении в прозе «Арментария» («Armentaria», создано в 1890) на примере заглавной героини, хранящей девственность до конца своих дней и отказавшейся от славы святой после смерти, утверждаются христианские идеалы.
Незадолго до смерти Эфраим Микаэль обратился к драматургии. В 1888 г. в «Свободном театре» состоялась премьера его пьесы-феерии «Цветущий рожок» («Le Cor fleuri», 1888). В соавторстве с Б. Лазаром (1865–1903) он написал драму «Коринфская невеста» («La Fiancée de Corinthe», 1888; посвящена К. Мендесу) на тему противостояния язычества и христианства, а в соавторстве с К. Мендесом – драму на античный сюжет «Брисеида» («Briséïs», 1899; 1-е действие положено на музыку Э. Шабрие).
Эфраим Микаэль – одна из ключевых фигур во французской литературе периода fin de siècle. Р. де Гурмон в «Книге масок» отмечал, что «в парнасский стих… он вводил грустное изящество, ещё новое для того времени, особенно по контрасту чистоты версификации с искренностью чувства» (Гурмон. 1996. С. 197). В творчестве переосмыслил открытия «старших символистов» (в их числе Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме), наполнил поэзию нравственно-философским и духовным содержанием.