«Дикий ангел» (сериал)
«Ди́кий а́нгел» (исп. «Muñeca brava»), аргентинский сериал в жанре теленовеллы. Основан на сюжете писателя Э. О. Торреса. Режиссёры – Э. Абраамсон, Г. Арагон и В. Стелья, продюсер – Р. Лекоуна. Впервые сериал показан в ноябре 1998 г. на аргентинском телеканале Telefe, по заказу которого и был произведён. Состоит из 270 эпизодов продолжительностью около 40 мин каждый.
Сюжет
Повествование строится вокруг любовной истории Милагрос (Н. Орейро) – бедной сироты, воспитывавшейся в церковном приюте, и отпрыска богатого семейства Иво Ди Карло (Ф. Арана). Милагрос, мать которой умерла при родах, попадает в дом Ди Карло в качестве горничной. Из-за грубоватости и отсутствия хороших манер домработницу третирует семья героя, однако на её защиту встаёт бабушка Иво – Анхелика (Л. Ламайсон). Милагрос и Иво влюбляются друг в друга.
Развитие романа главных героев приостанавливается, когда выясняется, что Милагрос – внебрачная дочь отца Иво, Федерико Ди Карло. Оказывается, мать девушки, Росарио, некогда была его подчинённой. Несмотря на взаимную любовь Федерико и Росарио, под давлением отца он был вынужден бросить возлюбленную и жениться на Луисе, признав своим её малолетнего сына – Иво. Иво не знает об этом и считает Федерико своим биологическим отцом. Когда тайна раскрывается, влюблённые воссоединяются и женятся. Параллельно разрешаются личные проблемы большинства второстепенных персонажей.
Производство
Создание сериала «Дикий ангел» стало возможным благодаря неудаче предыдущего проекта Telefe – теленовеллы «Касабланка» («Casablanca»), режиссёром и сценаристом которой должен был выступить Р. Ледо. Съёмки сериала, описывавшего историю любви бедной девушки из провинции (Орейро) и повара из Буэнос-Айреса (Л. Сбаралья), начались в мае 1998 г. В июле они были остановлены из-за творческих разногласий Ледо с руководством телеканала. В августе проект был закрыт, и продюсер Лекоуна решил использовать часть отснятого материала в своём новом проекте. В него перешли многие участники отменённого сериала (за исключением исполнителя главной роли), а сюжет «Дикого ангела» развивал сюжет «Касабланки». К адаптации прежнего текста, которую выполнил главным образом Лекоуна, приложила руку и исполнительница главной роли.
Съёмки стартовали в октябре 1998 г., а последние сцены снимались в конце ноября 1999 г., поэтому задержка между производством и эфиром составляла около месяца. В саундтреке создатели сериала использовали в том числе песни из первого альбома Орейро, названного её именем («Natalia Oreiro») и выпущенного летом 1998 г. Лейтмотивом сериала стал хит певицы «Cambio dolor» («Я меняю боль»), а для сопровождения любовных сцен использовалась композиция «Me muero de amor» («Я умираю от любви»). В сериале есть 2 знаменательных камео: К. Вильяфанье (жены футболиста Д. А. Марадоны) и футболиста Г. Батистуты.
Бо́льшая часть оригинального материала была отснята в Буэнос-Айресе и его окрестностях, отдельные сцены снимались в иных регионах Аргентины и других странах (Уругвай, Италия, Испания).
Рецепция и критика
Теленовелла была показана примерно в 80 странах мира и озвучена почти на 50 языках. Во многих странах, включая Аргентину, она стала самым популярным сериалом своего времени. Сходным образом сложилась судьба «Дикого ангела» в России, где он впервые демонстрировался с 21 июля 1999 г. по 4 августа 2000 г. на телеканале РТР.
Композиция «Cambio dolor» занимала первые строчки в чартах различных стран Латинской Америки, Восточной Европы и Ближнего Востока.
В 1999 и 2000 гг. сериал был удостоен престижной аргентинской премии «Мартин Фьерро» (в обоих случаях – в номинации «Лучшая теленовелла»). В 2000 г. «Дикий ангел» победил сразу в четырёх номинациях израильской премии Viva 2000: «Лучшая актриса телесериала» (Орейро), «Лучший актёр телесериала» (Арана), «Лучшая теленовелла» и «Лучшая музыкальная композиция телесериала».
Огромная популярность сериала привела к появлению ряда национальных ремейков. Первым из них стала состоящая из 410 эпизодов по 30 мин португальская теленовелла «Дикий ангел» («Anjo Selvagem», режиссёры К. Невес, А. Фильо и А. Моура Маттос), показанная телеканалом TVI в 2001–2003 гг. В 2005–2006 гг. индийская телесеть STAR Plus продемонстрировала национальную адаптацию сюжета Торреса – сериал «Мили» (уменьшительно-ласкательная версия имени главной героини – Милагрос; «Miilee», режиссёр Р. Кумар), включающий 150 эпизодов. Мексиканская телекомпания Televisa показала в 2007–2008 гг. местную версию «Дикого ангела» – теленовеллу «К черту красавчиков» («Al diablo con los guapos», режиссёры С. Катаньо, А. Гамбоа и С. Кинтеро) из 175 серий по 41–45 мин. Ещё одна адаптация была произведена перуанской телесетью Frecuencia Latina – сериал под названием «Тайсон: мятежное сердце» («La Tayson, corazón rebelde», 2012, режиссёр Л. Баррос), состоящий из 185 серий примерно по 40 мин каждая.
Критики обращали внимание на ряд сюжетных и технических особенностей сериала. Так, аргентинская медиаисследовательница М. К. Мусанте отмечает, что второстепенные персонажи «Дикого ангела» нередко обращаются напрямую к камере, ломая «четвёртую стену»; этот ход, совершенно не характерный для теленовеллы и визуально сближающий её с новостными телепередачами, вторгается в нарратив, создавая эффект референциации (Musante. 2011. P. 158). Г. Й. Аарони выделила несвойственную жанру в целом социально-критическую направленность (Jonas Aharoni. 2013).