«Диалоги кармелиток». Краткое содержание оперы
«Диалоги кармелиток». Краткое содержание оперы. «Диалоги кармелиток» (франц. «Dialogues des Carmélites»), опера Ф. Пуленка в 3 действиях, 12 картинах. Либретто автора по одноимённой пьесе Ж. Бернаноса, написанной на основе новеллы «Последняя на эшафоте» («Die Letzte am Schafott») Г. фон Ле Форт.
Маркиз де ла Форс | баритон |
Бланш де ла Форс, его дочь | сопрано |
Шевалье де ла Форс, его сын | тенор |
Мадам де Круасси, настоятельница | контральто |
Мадам Лидуан, новая настоятельница | сопрано |
Мать Мария | меццо-сопрано |
Сестра Констанс | сопрано |
Мать Жанна | контральто |
Сестра Матильда | меццо-сопрано |
Действие происходит в годы Французской революции 18 в. в Париже и Компьене.
Действие 1. Картина 1. Париж, апрель 1789 г. Маркиз де ла Форс и его сын ожидают возвращения Бланш, карета которой оказалась в толпе разгневанных парижан. Шевалье беспокоит чрезмерная впечатлительность, а главное – пугливость сестры. Возвращается Бланш. С достоинством (по свидетельствам очевидцев) выдержав трудную дорогу, она пугается тени лакея. Пришедшему на крик отцу она сообщает о своём решении уйти в монастырь кармелиток в надежде преодолеть свою душевную слабость.
Картина 2. Монастырь кармелиток в Компьене. Настоятельница монастыря мадам де Круасси беседует с Бланш. Та выбирает себе имя – сестра Бланш от Смертной Муки Христовой.
Картина 3. Бланш разговаривает с сестрой Констанс. Её весёлый нрав и легкомыслие раздражают Бланш. Констанс рассказывает о своём предчувствии: ей кажется, что они с Бланш умрут в один день.
Картина 4. Мадам де Круасси, прикованная к постели, просит мать Марию позаботиться о Бланш и даёт наставления последней. Умирая, мадам де Круасси бредит и пророчит монастырю запустение.
Действие 2. Картина 1. Бланш и Констанс бодрствуют у тела покойной (молитва «Qui Lazarum resuscitasti»). Констанс уходит. Бланш пугается, оставшись наедине с телом, она убегает и встречает мать Марию, заметившую её испуг.
Интерлюдия 1. Бланш и Констанс собирают букет для новой настоятельницы.
Картина 2. Новой настоятельницей становится мадам Лидуан. Звучит общая молитва («Ave Maria»).
Интерлюдия 2. Констанс сообщает настоятельнице о прибытии Шевалье де ла Форса, приехавшем попрощаться с сестрой перед отъездом за границу.
Картина 3. Шевалье уговаривает Бланш вернуться домой.
Картина 4. Капеллан сообщает обитателям монастыря, что отныне ему запрещено законом исполнять свои обязанности. Звучит общая молитва («Ave verum corpus»). В монастырь врываются революционеры и зачитывают постановление о выселении монахинь. Разговор матери Марии и Бланш прерывается громкими возгласами (возгласы хора: «Ça ira»).
Действие 3. Картина 1. Мать Мария предлагает сёстрам дать обет мученичества: не искать смерти, но при этом не избегать её и не оставлять орден. Обет может быть дан при условии, что среди монахинь не найдётся ни одной, которая была бы против него. Посредством тайной исповеди выясняется, что один человек отказался от обета; все уверены, что это Бланш, однако оказывается, что это Констанс. Она признаётся, что на самом деле хочет дать обет, и приносит его вместе с Бланш. Сразу после этого Бланш исчезает.
Интерлюдия 1. Чиновники запрещают монахиням жить вместе, общаться со священниками и врагами Республики.
Картина 2. Библиотека Маркиза де ла Форса. Бланш вернулась домой. Пришедшая мать Мария зовёт её вернуться в монастырь. Бланш отказывается.
Интерлюдия 2. Разговор на улице. Старуха упоминает об аресте кармелиток. Бланш отрицает, что когда-либо была в Компьене.
Картина 3. Арестованные монахини, кроме сбежавшей Бланш и матери Марии, отправившейся за ней, провели ночь в темнице. Констанс уверена, что Бланш вернётся. Кармелиткам зачитывают приговор.
Интерлюдия 3. Капеллан сообщает матери Марии о приговоре. Она жаждет присоединиться к остальным монахиням и исполнить обет.
Картина 4. Казнь кармелиток (звучит молитва «Salve Regina»). Последней на эшафот всходит присоединившаяся к остальным Бланш.