Демократическая Республика Конго. История. История Демократической Республики Конго с 1-го тыс. н. э.
Исто́рия Демократи́ческой Респу́блики Ко́нго с 1-го тыс. н. э., история Демократической Республики Конго (ДРК), государства в Центральной Африке, с 1-го тыс. н. э. до периода современности.
Территория ДРК до 19 в.
Автохтонным населением ДРК считаются пигмеи; со 2-го тыс. до н. э. и до 1100-х гг. н. э. территорию ДРК заселяли народы банту, пришедшие из Западной Африки. Первая волна миграции привела к формированию западного ядра расселения банту в районе г. Киншаса, вторая волна обусловила образование восточного очага банту между г. Кинду и озером Кисале. Иммигранты банту были земледельцами; расселяясь в плодородных саваннах, они вытесняли оттуда охотников и собирателей – пигмеев, переселявшихся в девственные экваториальные леса. В северо-восточных районах с преимущественным проживанием азанде и мангбету – по течениям рек Убанги и Уэле – до прихода европейцев существовали военно-политические объединения в форме союзов племён. В саваннах внутренних областей в 16–18 вв. сформировались раннегосударственные объединения народов куба (Куба), луба (Луба), лунда (Лунда).
На крайнем западе бассейна реки Конго народом конго примерно в 1275 г. было образовано государство Конго, распространившее своё влияние на раннеполитические образования: на севере – на Нгойо (территория современной Анголы), Лоанго и Каконго (Республика Конго), на юге – на Ндонго и Матамба (Ангола).
В 1482 (или 1483) г. в устье реки Конго прибыл португальский путешественник Д. Кан (он назвал открытые им земли Заиром). В 1485–1486 гг. он вновь посетил эти территории с целью основать здесь торговые фактории. В отличие от других народов конго приветствовали европейцев и христианскую религию. В 1491 г. в Конго прибыли первые католические миссионеры; начался длительный период христианизации, к 1495 г., при правителе Нзинга Нкуву (примерно 1470 – 1509), принявшем имя Жоан I, Конго превратилось в христианское королевство.
Первоначально португальцы не ставили перед собой задачу колонизации или территориальных приобретений: их главной целью было установление торговых отношений и подчинение правителей своему влиянию, в том числе путём христианизации. Одновременно с миссионерами в поисках золота и серебра на территории современной ДРК появились торговцы, менявшие ткани и другие промышленные товары на слоновую кость и рабов. С начала 16 в. получила развитие работорговля; Конго, при активном участии его правителей, превратилось в громадный невольничий рынок (в среднем ежегодно вывозились: в 16 в. – 7 тыс. невольников, в 17 в. – 15 тыс. невольников, в 18 в. – 30 тыс. невольников).
В 17 в. Португалия отказалась от прежней политики в отношении правителей Конго и перешла к прямому захвату королевства. В 1622 г. португальские войска вторглись в страну, но потерпели поражение. В 1651 г. глава Конго Гарсиа II заключил мирный договор, устанавливавший «патронат» Португалии и обязывавший Конго выплачивать большой налог рабами, слоновой костью и дорогими тканями. Народное недовольство правителем, вступившим в союз с португальцами, привело к вооружённому противостоянию. В битве при Амбуила 29 октября 1665 г. войска Конго были разбиты; государство, во главе которого был поставлен пропортугальский правитель, начало распадаться. В конце 17 в. разочарование в политике правителей Конго вылилось в антиевропейское движение, принявшее форму христианской ереси (т. н. антонианская ересь). В начале 1709 г. движение было подавлено конголезской знатью. Постоянные междоусобицы и работорговля обусловили постепенный упадок королевства Конго и других политических образований в 18–19 вв.
Территория ДРК в колониальный период
В конце 19 в. территория современной ДРК стала объектом притязаний Королевства Бельгия. В сентябре 1876 г. по инициативе короля Леопольда II в Брюсселе состоялась международная конференция, в которой наряду с дипломатами участвовали специалисты по международному праву, экономисты, путешественники. Конференция постановила основать Международную африканскую ассоциацию (действовала до 1885), призванную заняться организацией экспедиций и устройством факторий в Центральной Африке. В 1878 г. в рамках ассоциации был создан национальный бельгийский Комитет по изучению Верхнего Конго, в 1879 г. его сменила учреждённая бельгийским королём Международная ассоциация Конго (МАК). Колонизацию земель ДРК по поручению Леопольда II осуществлял американо-британский путешественник Г. М. Стэнли. В 1879–1884 гг. Стэнли и его помощники основали в бассейне Конго 22 фактории – опорные пункты экономического, политического и военного господства МАК – и заключили около 450 договоров с местной знатью об установлении протектората ассоциации (фактически протектората бельгийского короля).
Первая фактория Виви была заложена в 176 км от побережья Атлантического океана на берегу реки Конго, ниже многочисленных водопадов и порогов, преграждавших путь вверх по течению. В конце ноября 1881 г. экспедиция вышла к большому расширению реки (позднее это место получило название «Стэнли-пул») и заложила здесь станцию Леопольдвиль. В 1880–1884 гг., к началу Берлинской конференции, в бассейне Конго было основано 40 факторий.
В июне 1884 г. Г. М. Стэнли завершил свою работу, поставив под контроль Леопольда II огромные территории. 1 августа 1885 г. по решению Берлинской конференции МАК была преобразована в «Независимое государство Конго», площадь которого намного превышала бельгийскую и достигала 2 млн 400 тыс. км² с населением более 20 млн человек. Соглашение 1885 г. с Португалией установило границу бельгийских владений с Анголой по реке Кванго. Формально связи с Бельгией исчерпывались личной унией с Леопольдом II, который был провозглашён сувереном бассейна реки Конго.
Установление колониальных порядков встретило сопротивление местного населения (восстания тетела, Война против арабов и суахили). Нередко экспедиции по изучению территорий обретали характер военных операций. В 1888 г. в «Независимом государстве Конго» были образованы собственные вооружённые силы – «Форс пюблик». К началу 20 в. отряды «Форс пюблик», сформированные из европейцев и лояльных африканцев, установили эффективный контроль над обширной территорией «Независимого государства Конго».
Администрация «Независимого государства Конго» состояла из 3 департаментов – иностранных дел и юстиции, финансов и внутренних дел. Во главе каждого стоял управляющий, назначенный Леопольдом II. С 1887 г. во главе страны был поставлен генерал-губернатор, который осуществлял верховную власть и имел право издавать распоряжения, имевшие силу закона.
Первоначально «Независимое государство Конго» делилось на округа, возглавлявшиеся помощниками губернатора. Позднее были созданы 4 провинции – Касаи, Экваториальная, Восточная и Катанга, управлявшиеся губернаторами. Провинции делились на округа, находившиеся под руководством комиссаров. Округа подразделялись на территории во главе с правительственными агентами, которым подчинялись местные правители.
Основу экономического развития «Независимого государства Конго» составляла добыча натурального каучука, превратившая конголезские земли в самую доходную колонию в Африке. Добыча каучука осуществлялась силами африканцев, которых в случае отказа строго карали за неповиновение властям. От жестокого обращения погибло около половины всего африканского населения «Независимого государства Конго».
До начала 20 в. Леопольду II удавалось подавлять протесты миссионеров и сторонних наблюдателей против жестокости его представителей в Конго. Публикация в 1902 г. книги «Сердце тьмы» Дж. Конрада, а также развернувшаяся в печати кампания против злоупотреблений Леопольда II обусловили необходимость передачи права на управление конголезскими землями Бельгии. 15 ноября 1908 г. «Независимое государство Конго» было превращено в бельгийскую колонию – Бельгийское Конго; Леопольд II получил огромную денежную компенсацию.
Основу колониального права составил Закон об управлении Бельгийским Конго от 18 октября 1908 г., известный как «колониальная хартия». Правовой режим по-прежнему характеризовался расовой дискриминацией, лишением африканцев гражданских прав и всесторонним угнетением. Законодательную власть осуществляли король и парламент Бельгии, а также генерал-губернатор. Исполнительную власть возглавлял король, представленный генерал-губернатором. Были созданы консультативные органы: Колониальный совет – при короле Бельгии, Правительственный совет – при генерал-губернаторе, провинциальные советы – при губернаторах провинций, городские советы – при администрациях крупных городов.
Постепенно менялся характер хозяйственного освоения страны. Добыча каучука уступала место горной промышленности. Господствующие позиции в экономике захватили 5 монополистических групп (наибольшее влияние имела компания Société Générale de Belgique), которые контролировали в общей сложности около 90 % всех капиталовложений в колонию.
В период Первой мировой войны бельгийские колониальные войска совместно с союзниками в 1916 г. заняли территорию германской колонии Руанда-Урунди.
Война принесла большие выгоды бельгийским монополиям, стимулировав дальнейшее развитие горной промышленности; возросла добыча полезных ископаемых, поднялся спрос на хлопок, рис, кокосовые орехи. В годы войны и после неё усилилась роль колонии как источника важных видов минерального сырья, рынка сбыта промышленных изделий, сферы приложения капитала. Возникли предприятия по первичной переработке сырья, в том числе сельскохозяйственного; появились ткацкая и пищевая отрасли промышленности, были основаны электростанции, обогатительные фабрики, металлургические заводы, хотя и небольшой мощности. Росли новые и расширялись старые города.
Произошли изменения в социальной структуре. Взимание налогов деньгами привело к внедрению товарно-денежных отношений в деревне и, как следствие, к разложению общин, обнищанию, появлению безземельных хозяйств, развитию отходничества. Основная масса отходников сосредоточивалась в Леопольдвиле и других крупных центрах, в областях плантационного хозяйства и горнодобывающей промышленности – в провинциях Катанга, Киву, Касаи. В 1915 г. в стране работали по найму 37 тыс. человек, в 1930 г. – уже 388 тыс. человек. Большинство коренного населения (более ¾) было занято в сельском хозяйстве, приспособленном к нуждам бельгийских компаний и к удовлетворению их потребностей в сырье и в продуктах тропического земледелия.
Колониальный гнёт вызывал недовольство африканского населения. Крестьянские и солдатские бунты проходили в 1917–1919 гг. в Киву, Касаи, Катанге, в 1919–1923 гг. восстаниями была охвачена Экваториальная провинция. В 1925–1926 гг. протестные выступления затронули всю территорию Бельгийского Конго. Своеобразными формами выражения общественного недовольства в отсутствие политических партий и профсоюзов в межвоенный период стали религиозно-политические движения. На территории Бельгийского Конго действовали христианско-африканские секты, самой популярной из которых стало движение кимбангизма.
В годы Второй мировой войны эксплуатация африканского населения усилилась. Военные действия требовали увеличения экспорта стратегического сырья, одним из поставщиков которого для антигитлеровской коалиции стало Бельгийское Конго. В экономике заметно возросла роль американских и британских компаний. Восстания рабочих жестоко подавлялись. В 1941 г. бастовали металлурги Элизабетвиля, в 1944 г. – горняки Колвези и других горнодобывающих центров Катанги; в том же году – крестьяне Киву и солдаты Катанги; в 1945 г. – докеры Матади.
В послевоенные годы оформилось национально-освободительное движение. Сохраняли своё значение такие формы антиколониальной борьбы, как религиозно-политические течения, забастовки; началось возникновение т. н. культурных ассоциаций, складывавшихся по этническому принципу и объявлявших своей целью сохранение традиционных ценностей, родного языка и культуры. В 1946 г. африканцы получили право на создание профсоюзов.
Под влиянием антиколониального движения власти Бельгийского Конго смягчили некоторые запреты для африканцев, например ограничение на перемещение жителей колонии. В 1947 г. стало допустимым представительство африканцев в губернаторском и провинциальных советах. В 1949 г. одобрен план 10-летнего развития Бельгийского Конго и обещано в 30-летний срок подготовить страну к получению независимости. В 1957 г. принято решение о введении 24 африканцев в губернаторский совет, о расширении представительства в провинциальных советах. В том же году разрешена деятельность политических партий. В 1958 г. созданы партии Национальное движение Конго (НДК, лидер П. Лумумба) и Конфедерация племенных объединений Катанги (КОНАКАТ, М. К. Чомбе), в 1959 г. – партии Ассоциация народа баконго (АБАКО, Ж. Касавубу) и Ассоциация балуба Катанги (БАЛУБАКАТ; Дж. Сендве, Р. Мвамба).
В начале 1959 г. в Леопольдвиле прошла массовая демонстрация, на подавление которой были брошены военные силы, прибывшие из Бельгии. В ответ на действия властей многие районы страны охватило восстание под лозунгом «Независимость в 1959 г.». Бельгийское правительство попыталось стабилизировать ситуацию: Декларация 1959 г. признавала право народа Бельгийского Конго на самоопределение, содержала обещание провести выборы и сформировать правительство. В январе – феврале 1960 г. в Брюсселе состоялся «Круглый стол» – совещание, на котором делегаты от разных партий Бельгийского Конго вели переговоры с правительством Бельгии. Бельгийцы были вынуждены согласиться на требования конголезцев о предоставлении независимости. В то же время «Круглый стол» выявил отсутствие единой позиции по вопросу будущего устройства независимого государства. НДК и БАЛУБАКАТ стремились к созданию унитарного государства, АБАКО и ряд других организаций требовали образования федерации с большими полномочиями для местных властей.
ДРК в 1960–1965 гг. Становление независимости
30 июня 1960 г. бельгийский король Бодуэн I провозгласил образование независимой Республики Конго. По результатам выборов в парламент и провинциальные органы власти, прошедших в мае 1960 г., премьер-министром стал П. Лумумба, президентом – Ж. Касавубу. Лидеры южных партий, прежде всего КОНАКАТ во главе с М. К. Чомбе, покинули Леопольдвиль недовольные своим небольшим представительством в органах власти.
В целях пресечения попыток раздробить государство П. Лумумба намеревался до конца 1960 г. посредством референдума изменить государственное устройство Республики Конго и обеспечить реальный контроль центрального правительства над всей страной. Разработанный в начале июля проект экономической программы отразил намерение властей развивать хозяйство на плановой основе, создать государственный сектор и в то же время сохранить частные национальные и иностранные предприятия. Подъём сельского хозяйства предполагалось обеспечить посредством создания производственных кооперативов.
Однако уже через 5 дней после провозглашения независимости взбунтовались солдаты «Форс пюблик» (после подавления мятежа и смены командования «Форс пюблик» переименован в Конголезскую национальную армию, КНА), недовольные плохим жалованьем и отсутствием возможностей продвижения по службе. Солдатские волнения, начавшиеся в Нижнем Конго, перекинулись в Катангу, Касаи и другие районы. Правительство П. Лумумбы назначило командующим конголезца Виктора Лундулу, приступило к африканизации офицерского корпуса, попыталось улучшить условия жизни военнослужащих и их семей. В результате сторонникам Лумумбы удалось на короткий срок установить контроль над армией.
Одновременно бельгийское правительство под предлогом защиты жизни и имущества иностранцев наращивало военное присутствие в Республике Конго. Оно использовало расквартированные на конголезских базах НАТО бельгийские парашютно-десантные и морские подразделения общей численностью 1,5 тыс. человек, а также созданный ещё в колониальный период европейский добровольческий корпус, насчитывавший 3,3 тыс. человек и размещённый во всех крупных городах страны. Активизировались созданные европейскими поселенцами отряды самообороны; свой арсенал они пополняли за счёт оружия, похищенного бельгийскими офицерами на складах КНА. В результате общая численность бельгийских войск увеличилась до 10 тыс. человек.
Сложной внутриполитической ситуацией воспользовался М. К. Чомбе, заявивший о создании в провинции Катанга независимого государства. Чомбе пользовался поддержкой бельгийских властей, рассматривавших создание независимой Катанги как шаг к фактической реколонизации Конго, к превращению его в конфедерацию полуавтономных государств с последующим присоединением к ней Руанды и Бурунди. По просьбе Чомбе бельгийские отряды подавили начавшийся 9 июля 1960 г. солдатский мятеж в лагерях Массар и Симоне, а затем переброшенные из Бельгии в Катангу воинские подразделения разоружили отряды КНА. Вместе с отрядами европейского добровольческого корпуса бельгийцы установили контроль над основными центрами Катанги.
11 июля М. К. Чомбе ввёл в Катанге чрезвычайное положение и объявил провинцию независимым государством. Чтобы помешать центральному правительству вести активную борьбу с сепаратистами, бельгийцы начали военные действия в Нижнем Конго. В день отделения Катанги бельгийские военные корабли обстреляли города Матади и Бома. 13 июля парашютный десант был сброшен на столичный аэропорт Нджили, одновременно с территории Анголы в ряд пунктов Нижнего Конго были введены подразделения португальской армии.
В соответствии с разработанной бельгийцами конституцией вся полнота власти в Катанге передавалась президенту – Чомбе и назначаемому им правительству. Политическая деятельность была полностью запрещена. Позже было объявлено о создании катангского франка и о стремлении к экономической интеграции Катанги с Бельгией.
П. Лумумба расценил действия бельгийцев как «акт агрессии», 14 июля он разорвал отношения с Бельгией и обратился к ООН с просьбой прислать миротворческие силы. СБ ООН принял резолюцию, в соответствии с которой бельгийские войска должны были быть выведены из Республики Конго, на их место 16 июля прибыл миротворческий контингент (его мандат предусматривал поддержание мира, контингент не вмешивался в борьбу центральной власти с сепаратистами).
Вслед за катангскими сепаратистами активизировались антилумумбовские группировки в провинции Касаи. 8 августа местное правительство в одностороннем порядке объявило южную часть Касаи самостоятельной провинцией во главе с А. Калонжи в рамках будущей конголезской конфедерации. 25 августа Катанга и Касаи подписали соглашение о создании конфедерации.
В этих условиях Ж. Касавубу 5 сентября подписал указ о смещении Лумумбы с поста премьер-министра. Лумумба, в свою очередь, потребовал отставки Касавубу. 14 сентября командование КНА во главе с начальником генерального штаба полковником С. С. Мобуту при финансовой поддержке западных стран совершило государственный переворот; был создан временный руководящий орган – Коллегия генеральных комиссаров. В начале 1961 г. Коллегия, которая просуществовала до 9 февраля, заявила о восстановлении дипломатических отношений с Бельгией.
Части КНА, остававшиеся верными П. Лумумбе, переместились в восточные районы. 12 декабря г. Стэнливиль (ныне Кисангани) был объявлен сторонниками Лумумбы местом пребывания центрального правительства и временной столицей республики, 13 декабря премьер-министром назначен А. Гизенга, занимавший должность заместителя премьер-министра в правительстве Лумумбы. В начале декабря Касавубу ввёл в Восточной провинции «режим военной оккупации», 20 декабря Коллегия объявила о начале экономической блокады этого района.
Одновременно в Леопольдвиле Коллегия обвинила П. Лумумбу в узурпации власти и заключила его под домашний арест. В конце ноября он бежал и попытался перебраться в Стэнливиль, но в г. Мвека (провинция Касаи) был схвачен и доставлен в один из лагерей КНА в Нижнем Конго. 17 января 1961 г. Лумумба и два его сторонника были убиты.
В июне 1961 г. между властями Леопольдвиля и Стэнливиля была достигнута договорённость о проведении сессии парламента и выборов руководящих органов обеих палат, которые принесли победу последователям Лумумбы. 2 августа 1961 г. Ж. Касавубу назначил премьер-министром С. Адулу. Гизенга согласился занять пост заместителя премьер-министра, но в январе 1962 г. был выведен из правительства и арестован. А. Калонжи поддержал правительство Адулы, отказавшись от борьбы за независимость Южного Касаи. 15 января 1963 г. М. К. Чомбе признал конец «независимости» Катанги и бежал сначала в Северную Родезию, а затем в Испанию.
В апреле 1962 г. парламент одобрил законопроект, по которому любой район мог получить статус провинции, если в его пределах проживает не менее 700 тыс. жителей, а местный бюджет формируется за счёт собственных ресурсов. Ещё до обнародования закона Министерство внутренних дел получило 20 прошений о создании новых провинций, к августу 16 из них были удовлетворены. Проведение новых границ породило территориальные споры. В ряде провинций объявились соперничавшие правительства, возникали конфликты из-за распределения постов между выходцами из различных этнических групп.
10 июля на фоне восстаний на востоке страны пост премьер-министра занял вернувшийся в страну М. К. Чомбе. Это назначение объяснялось широкой популярностью Чомбе, особенно на юге и востоке ДРК, его заграничными связями и мощным военно-политическим потенциалом Катанги.
1 августа 1964 г. была принята новая Конституция. Страна была переименована в Демократическую Республику Конго и стала федеративным государством, состоявшим из 21 провинции. В связи с образованием новых провинций возникло более 20 трибалистских и региональных партий. Их функционеры наводнили администрацию, ставившую региональные интересы выше национальных.
5 сентября 1964 г. было провозглашено создание Народной Республики Конго (НРК) со столицей в Стэнливиле. Главой государства с президентской формой правления стал один из сподвижников Лумумбы – К. Гбение. Правительство М. К. Чомбе создало для борьбы с повстанцами комитет безопасности из представителей Министерства внутренних дел и КНА. В августе началась экономическая блокада повстанческих районов, в ноябре на Стэнливиль с военно-транспортных самолётов США были сброшены бельгийские десантники. Осенью 1965 г. повстанческое движение было подавлено. К этому времени обострились отношения между Ж. Касавубу и М. К. Чомбе, стремившимся узурпировать власть. 13 октября Касавубу назначил на должность премьера-министра Э. Кимбу, который почти сразу же под давлением нижней палаты парламента ушёл в отставку. В ноябре с целью сформировать новое правительство Касавубу вновь назначил Кимбу премьер-министром. В условиях внутриполитической нестабильности 24 ноября 1965 г. произошёл военный переворот, власть захватило командование КНА, главой государства объявлен С. С. Мобуту.
История ДРК в 1965–1997 гг.
С. С. Мобуту наделил себя всей полнотой законодательной власти, упразднил право парламента утверждать его декреты, подчинил себе Министерство обороны, полицию, службу безопасности; ввёл по всей стране военное судопроизводство, сузив полномочия гражданских судов. Была создана общенациональная сеть тайной полиции во главе с представителями этнической группы нгбанди, к которой принадлежал сам глава государства. В мае 1967 г. сформировано Народное движение революции (НДР), ставшее единственной разрешённой партией. В программном документе НДР – т. н. Манифесте Нселе, принятом в том же 1967 г., партия рассматривалась как самостоятельный, внегосударственный орган. Конституция 1967 г. объявила ДРК унитарным однопартийным государством.
Постепенно С. С. Мобуту восстановил контроль центрального правительства над всей территорией страны и приступил к реализации программы под названием «Аутентичность», в соответствии с которой многие географические названия и имена были заменены на исконно африканские. В 1971 г. ДРК была переименована в Республику Заир. Конституция Заира 1974 г. закрепила декреты предыдущих лет и всю полноту власти в руках президента.
В целях развития экономики С. С. Мобуту инициировал принятие нескольких законов, один из которых – т. н. Закон Бакаджики (1966) – предусматривал передачу всей земли в собственность государства и национализацию иностранных компаний – Minière du Haut Katanga, Générale des Carrières et des Mines, Gécamines и др. Были введены в строй нефтеперерабатывающий завод в Кинлао (1967–1968), первая очередь металлургического комплекса в Малуку (1974), ряд предприятий лёгкой, обрабатывающей и автосборочной промышленности. С 1968 г. на порогах Нижнего Конго начались строительство одной из крупнейших в мире гидроэлектростанций «Гранд-Инга» и работы по сооружению линии электропередачи «Инга-Шаба» протяжённостью около 2 тыс. км.
В ходе денежной реформы 1967 г. на 300 % был девальвирован конголезский франк и заменён новой валютой – заиром (Z). Уровень инфляции снизился на 2,5 %, а темпы роста экономики в 1967–1968 гг. выросли на 8 %. В 1973 г., в разгар экономического бума и на фоне народной поддержки программы «Аутентичность», правительство национализировало все предприятия с годовым доходом более 1 млн Z (2 млн долл. США) и все предприятия, принадлежавшие иностранцам в стратегических секторах. Обратной стороной «заиризации» стало бегство из страны иностранного капитала. Национализированные предприятия перераспределялись на основе политических связей, а не деловых интересов; в результате производительность мощностей заметно снизилась.
В 1974 г. цена на медь – основной экспортный товар страны – резко упала, государственные доходы уменьшились и правительство стало прибегать к займам для покрытия растущего дефицита платёжного баланса. Власти подписали ряд соглашений с МВФ об экономической стабилизации, но ситуация ухудшалась. К началу 1980-х гг. размер долга МВФ достиг 1,1 млрд долл. США.
На этом фоне вспыхнуло первое восстание против режима С. С. Мобуту. 8 марта 1977 г. боевики Фронта национального освобождения Конго (ФНОК) вторглись с территории Анголы в провинцию Шаба и двинулись к г. Колвези, крупному центру горнодобывающей промышленности. Национальной армии с помощью марокканских войск удалось отбросить повстанцев обратно в Анголу спустя 80 дней. Но в мае 1978 г. ФНОК вновь атаковал, повстанцы проникли в Колвези, захватили город и остановили работу на рудниках. Боевиков вытеснили высадившиеся в Колвези и соседних населённых пунктах конголезские, французские и бельгийские десантники. Примерно 200 иностранцев и 1 тыс. конголезцев погибли.
С. С. Мобуту, 2 декабря 1977 г. переизбранный президентом на второй 7-летний срок, заключил перемирие с правительством Анголы, против которого он выступал во время гражданской войны в этой стране и которое подозревалось в поддержке ФНОК. В 1978 г. между странами были установлены дипломатические отношения.
В 1980-х гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться. Правительство не выполнило ряд требований МВФ и отстало в обслуживании своего внешнего долга, что вынудило Фонд приостановить его заимствования. Возросло инфляционное давление, правительство всё чаще прибегало к печатанию денег для выплаты заработной платы солдатам и государственным служащим. В этих условиях обострилась политическая ситуация. Власти уже не могли жёстко контролировать СМИ, препятствовать легализации политической деятельности, появлению гражданского общества. Особую активность в 1990-х гг. проявляли неправительственные объединения бизнесменов, религиозных деятелей и студентов, действовали правозащитные, молодёжные, женские и профессиональные организации.
В 1990 г. С. С. Мобуту объявил о введении многопартийной системы. К середине 1991 г. был сформирован оппозиционный альянс под названием «Священный союз», к которому присоединилось примерно 200 партий. В августе 1991 г. начала работу Национальная суверенная конференция, представленная делегатами от правительства, политических партий и общественных организаций и призванная утвердить программу политических реформ.
В ночь на 23 сентября 1991 г. в Киншасе из-за низкого жалованья взбунтовались солдаты воздушно-десантной бригады, начались грабежи и перестрелки, погибли более 100 человек. Для эвакуации 10 тыс. иностранцев были задействованы французские и бельгийские войска. С 21 по 27 октября аналогичные инциденты произошли в Лубумбаши, Колвези, Кисангани и Мбуджи-Майи. В условиях внутриполитического кризиса С. С. Мобуту 29 сентября выдвинул кандидатуру одного из ведущих деятелей оппозиции – Э. Чисекеди – на должность премьер-министра, но уволил его через две недели после того, как последний отказался принести присягу на верность президенту. 23 октября Мобуту назначил премьер-министром Б. Мунгула Диаку.
15 августа 1992 г. Национальная суверенная конференция избрала Э. Чисекеди премьер-министром страны. Мобуту вынужден был одобрить это решение, но разногласия между ними, в том числе по экономическим вопросам, побудили президента в марте 1993 г. выдвинуть на пост премьер-министра кандидатуру Ф. Бириндвы. Оппозиция не приняла отставку Чисекеди, установилось фактическое двоевластие. Противостояние разрешилось назначением 14 июля 1994 г. на пост премьер-министра Л. Кенго ва Дондо, который сразу же объявил режим жёсткой экономии.
В 1994 г. в Заир прибыло более 1 млн руандийских беженцев, спасавшихся от геноцида против тутси. Беженцы создали гуманитарный кризис в восточных районах Заира. 28 апреля 1995 г. правительство приняло резолюцию, лишавшую гражданства конголезцев руандийского происхождения, известных как баньяруанда в провинции Северное Киву и баньямуленге в провинции Южное Киву. В начале октября 1996 г. руководители Южного Киву потребовали от всех баньямуленге покинуть страну. Баньямуленге-тутси обратились к руандийскому правительству, в котором доминировали тутси, за помощью. В октябре руандийские солдаты и баньямуленге-тутси атаковали размещённые в провинции подразделения конголезской армии. Несколько групп, выступивших против С. С. Мобуту, присоединились к восстанию баньямуленге, создав Альянс демократических сил за освобождение Конго (АДСОК) во главе с Л.-Д. Кабилой. На территории Заира начались полномасштабные военные действия.
К концу 1996 г. АДСОК захватил 500-километровый участок конголезской территории вдоль границы, в том числе города Букаву, Гома и Увира (в них проживали около 1,2 млн беженцев-хуту), оставив небольшой коридор в сторону Руанды, по которому ушли около 660 тыс. беженцев. С. С. Мобуту реорганизовал армейское командование, произвёл перестановки в кабинете министров и подписал указ, санкционировавший конституционный референдум в феврале 1997 г., а также наметил на май-июнь 1997 г. всеобщие выборы.
Несмотря на предпринятые С. С. Мобуту меры, АДСОК, поддержанный солдатами из Руанды, Уганды, Бурунди, Анголы, продвигался к Киншасе. 15 марта 1997 г. АДСОК захватил Кисангани, 4 апреля – Мбуджи-Майи, 9 апреля – Лубумбаши. Масштабы иностранной помощи Л.-Д. Кабиле были огромными. Страны-союзники снабжали Кабилу военной техникой, в том числе полностью экипированными самолётами. Ключевые посты в генеральном штабе повстанческой армии и во многих её подразделениях занимали офицеры-иностранцы. Генеральный план действий против армии Мобуту и планы отдельных операций разрабатывали штабы дружественных армий. Многие города и ключевые пункты, в том числе Киншасу и Кисангани, захватывали не столько повстанцы, сколько иностранные подразделения.
История ДРК с 1997 г.
16 мая 1997 г. С. С. Мобуту и его окружение покинули Киншасу и направились в Того (позднее – в Марокко). На следующий день войска АДСОК вошли в столицу, страна переименована в ДРК. 29 мая Л.-Д. Кабила был приведён к присяге в качестве президента.
Отставка С. С. Мобуту приветствовалась большинством населения, но вскоре в стране возникло недовольство большим контингентом иностранных войск, поддержавшим наступление Кабилы и не желавшим покидать территорию ДРК. Иностранные подразделения рассматривались конголезцами как оккупационная сила. В конце 1997 г. вспыхнуло восстание «майи-майи» – ополчений, ранее противостоявших АДСОК и руандийской армии в восточных районах ДРК. В результате конфликта погибли от 4500 до 8800 человек.
В июле 1998 г. Л.-Д. Кабила санкционировал вывод всех иностранных войск с территории ДРК. Баньямуленге-тутси – как в Киншасе, так и на востоке страны – восприняли это как направленную против них политику; их поддержали конголезские тутси. 2 августа началась Вторая конголезская война, в которой были задействованы 9 африканских государств: Ангола, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Республика Конго, Руанда, Судан, Уганда и ЮАР. Против Кабилы при поддержке руандийской армии выступили, кроме тутси, сторонники свергнутого С. С. Мобуту, сформировавшие вооружённую фракцию Конголезское объединение за демократию (КОД) со штаб-квартирой в г. Гома и во главе с Э. Вамба диа Вамба.
19 августа на встрече министров обороны Сообщества развития Юга Африки (САДК; ДРК присоединилась к САДК в сентябре 1997) Намибия и Зимбабве пообещали оказать помощь Киншасе. На следующий день зимбабвийские войска прибыли в столицу ДРК и взяли под контроль международный аэропорт. В конце августа бои велись на окраине Киншасы, но армия Л.-Д. Кабилы, поддерживавшаяся войсками Зимбабве, Анголы и Намибии, вытеснила повстанцев из западной части центрального Конго. В следующие месяцы бои продолжались на востоке и севере страны. 10 июля 1999 г. в Лусаке (Замбия) было подписано соглашение о прекращении огня. Для контроля над исполнением соглашения Совет Безопасности ООН сформировал 30 ноября 1999 г. Миссию ООН в ДРК (МООНДРК). Однако стороны фактически не выполняли условий договора.
В начале 2000-х гг. внутриполитическая ситуация в ДРК продолжала ухудшаться. Страна полностью зависела от внешних поставок продовольствия, потребительских товаров, технического оборудования. Контрабандная торговля и прямые хищения полезных ископаемых лишали казну основной части валютных поступлений. Война истощала людские ресурсы, подрывала даже полунатуральное хозяйство, за счёт которого выживало население.
16 января 2001 г. Л.-Д. Кабила был убит солдатом из собственной охраны. 26 января 2001 г. к присяге в качестве президента был приведён его сын – Ж. Кабила, пообещавший положить конец войне. В июле 2002 г. в г. Претория (ЮАР) было подписано мирное соглашение между ДРК и Руандой, в сентябре 2002 г. в Луанде (Ангола) – между ДРК и Угандой.
17 декабря 2002 г. в Претории между правительством ДРК, политическими партиями и оппозиционными вооружёнными группировками подписан «Глобальный и инклюзивный акт о переходном периоде в ДРК», предусматривавший, в частности, создание Независимой избирательной комиссии и переходного правительства (сформировано 30 июня 2003 во главе с Ж. Кабилой). Весной 2003 г. был подписан ещё ряд мирных соглашений, нацеленных на стабилизацию обстановки после войны, унёсшей жизни более чем 5 млн человек.
18 февраля 2006 г. обнародована новая Конституция, квалифицировавшая конголезский режим как полупрезидентскую республику и ограничившая срок президентства 5 годами с возможностью одного переизбрания.
Первые после обретения независимости конкурентные многопартийные президентские выборы состоялись 30 июля 2006 г. В 1-м туре Ж. Кабила набрал 44,8 % голосов, его главный соперник Ж.-П. Бемба – 20 %, А. Гизенга – 13 %. Во 2-м туре в октябре Кабила получил 58,05 %, Бемба – 41,95 %. Кабила был приведён к присяге 6 декабря 2006 г. Подконтрольные Бемба военные формирования отказались разоружиться, в марте 2007 г. в столице прошли ожесточённые бои, закончившиеся гибелью примерно 300 человек.
В конце августа 2008 г. на востоке ДРК, в провинциях Северное и Южное Киву, начались столкновения между правительственными войсками и формированиями генерала Л. Нкунды, призвавшего к восстанию с целью защиты тутси от нападений руандийских хуту. Нкунда опирался на созданную им ещё в 2006 г. повстанческую военизированную организацию Национальный конгресс в защиту народа (НКЗН). В конце октября отряды НКЗН захватили крупную базу конголезской армии «Румангабо». 22 января 2009 г. Нкунда был арестован на территории Руанды.
28 ноября 2011 г. состоялись очередные выборы президента, на которых Ж. Кабила получил 49 % голосов, лидер оппозиции Э. Чисекеди – 32,3 %. Выборы не привели к стабилизации внутриполитической ситуации, в провинциях Северное и Южное Киву продолжались противостояние между тутси и хуту, а также борьба между различными вооружёнными группировками за доступ к природным ресурсам. Весной 2012 г. на востоке страны при поддержке властей Руанды бывшие повстанцы НКЗН создали «Движение 23 марта» («М23»), которое возглавили генералы армии ДРК Б. Нтаганда (уроженец Руанды) и Султани Макенгу. Боевики «М23» установили контроль над значительной частью аппарата вооружённых сил в восточных провинциях. Это привело к росту напряжённости в офицерском корпусе: офицеры, не примкнувшие к «М23», были недовольны доминированием руандийцев в высшем командном составе. Кроме того, в армейском руководстве велась борьба за контроль над добычей и вывозом стратегического минерального сырья из Северного Киву.
К середине 2012 г. численность боевиков «М23» достигала 3 тыс. В июле группировка захватила г. Рутшуру (провинция Северное Киву), 20 ноября столицу провинции – Гому. Около полумиллиона человек вынуждены были покинуть свои дома и перебраться в лагеря беженцев в Руанде и Уганде. «М23» оставили Гому лишь 1 декабря под давлением представителей ООН и Африканского союза.
24 февраля 2013 г. представители Анголы, Бурунди, ДРК, Замбии, РК, Руанды, Танзании, Уганды, ЦАР, ЮАР и Южного Судана подписали в г. Аддис-Абеба (Эфиопия) соглашение о мире, безопасности и сотрудничестве, однако оно не было реализовано. Определённая стабилизация обстановки на востоке страны наметилась только в конце 2013 – начале 2014 гг. 12 декабря 2013 г. в г. Найроби (Кения) были подписаны декларации о примирении между правительством и лидерами «М23» (отдельные столкновения продолжались на протяжении всей 1-й половины 2014).
На очередных всеобщих выборах, состоявшихся 30 декабря 2018 г., победу одержал Ф. Чисекеди (сын покойного лидера оппозиции Э. Чисекеди) от оппозиционной партии Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП), заручившийся поддержкой 38,57 % голосов. Его главный соперник М. Файюлу от партии «Динамика конголезской политической оппозиции» (ДКПО) получил 34,83 %. На парламентских выборах, проходивших одновременно с президентскими, абсолютное большинство сохранили сторонники Ж. Кабилы (коалиция «Общий фронт за Конго» во главе с Народной партией реконструкции и демократии).
Военно-политическая ситуация в конце 2010-х гг. оставалась сложной: одновременно с продолжавшими выступления на востоке ДРК многочисленными вооружёнными группировками и племенными ополчениями активизировалась деятельность созданной ещё в 1995 г. исламистской группировки Альянс демократических сил (АДС) со штаб-квартирой в районе г. Бени (провинция Северное Киву). В 2018 г. АДС был преобразован его лидерами в Центральноафриканскую провинцию Исламского государства (деятельность организации запрещена на территории РФ).
В целях стабилизации социально-экономической обстановки Ф. Чисекеди обратился за поддержкой к западным донорам, начал пересмотр контрактов на добычу полезных ископаемых и продолжил многовекторное сближение с соседними странами. Однако отношения с Угандой, Руандой, Бурунди и Анголой по-прежнему оставались напряжёнными.
В мае 2021 г. президент ввёл в провинциях Северное Киву и Итури режим «осадного положения». Осенью 2021 г. возобновились вооружённые действия «М23». 18 октября 2021 г. власти ДРК обвинили руандийскую армию во вторжении на территории шести деревень в Северном Киву. Представители руандийских сил обороны заявили, что преследовали контрабандистов, которые пересекли границу в районе Рубаву, и, в свою очередь, упрекнули конголезских военных в поддержке Демократических сил освобождения Руанды, объединивших остатки руандийской группировки хуту на территории ДРК.
По состоянию на конец 2021 г. около 5,6 млн конголезцев являлись временно перемещёнными лицами (один из самых высоких показателей в мире), почти 1 млн – беженцами в соседних странах.
В марте 2022 г. «М23» атаковала две позиции вооружённых сил ДРК вблизи границ с Угандой и Руандой, в результате чего начались бои между повстанцами и подразделениями регулярной армии. Это нападение привело к конфликту, вылившемуся в столкновения между вооружёнными силами «М23» и ДРК. Продвижение «М23» вглубь страны удалось остановить только к февралю 2024 г.
20 декабря 2023 г. в ДРК состоялись президентские выборы, Ф. Чисекеди был избран на второй 5-летний срок, набрав 73,47 % голосов. Его партия СДСП получила наибольшее (69 из 484) число мест в парламенте. Вторым на выборах стал М. Катумби (кандидат от партии «Вместе за Республику) с 18,3 % голосов.
В декабре 2023 г. по требованию Ф. Чисекеди с территории ДРК были выведены миротворцы из Восточноафриканского сообщества (находились на территории ДРК с августа 2022), миссия МООНСДРК начала постепенное сворачивание своей деятельности.
Российско-конголезские отношения
Дипломатические отношения установлены 7 июля 1960 г. В правление С. С. Мобуту двусторонние связи практически не развивались (прерывались по инициативе конголезской стороны с сентября 1960 по июль 1961 и с ноября 1963 по ноябрь 1967). С конца 1990-х гг. между РФ и ДРК поддерживается устойчивый политический диалог, прежде всего в рамках международных организаций.
Президент ДРК Ф. Чисекеди принял участие в форуме «Россия – Африка» (г. Сочи, 23–24 октября 2019), во время которого состоялись его переговоры с президентом РФ В. В. Путиным (первая встреча на высшем уровне за всю историю российско-конголезских дипотношений).