Деконверсия
Деконве́рсия (от де... и лат. conversio – обращение, вращение), процесс, противоположный религиозному обращению. Подразумевает выход из религиозной общины и утрату религиозной веры, вследствие чего индивид меняет собственные мировоззренческие установки и поведение. Синонимами «деконверсии» являются понятия «апостасия», «богоотступничество», «вероотступничество», «расцерковление» и «ренегатство» в христианстве, «ирдидад» в исламе, «мешумад» в иудаизме и т. д. Главное отличие термина «деконверсия» от других – в том, что он не несёт конфессионального отпечатка, негативной оценки и является научно-нейтральным. Индивидов, находящихся в процессе деконверсии, принято обозначать как деконверситов. Деконверсия происходит либо как часть обращения, либо как отдельное религиозное событие. В первом случае процесс деконверсии – этап религиозного обращения, когда индивид разрывает «отношения» со своими мировоззренческими установками, выстраивая новые. Во втором случае деконверсия является завершённым актом, которым фиксируется переход от религиозной идентичности к атеизму и безрелигиозности.
В научной литературе понятию изначально соответствовала «дезаффилиация». Одними из первых, кто ввёл его в научный оборот, были М. Бринкерхофф и К. Бёрк (Brinkerhoff. 1980). Они отметили, что термин следует относить не только к новым религиозным движениям, но и к более традиционным религиозным организациям, а также к идеологически ориентированным группам, которые обычно считают нерелигиозными, таким как коммунистические ячейки. Дезаффилиация (разрыв связей с общиной / группой) для авторов – это утрата идентификации с группой, кумулятивный социальный процесс, признаками которого является недоверие, «проистекающее из доктринальных вопросов или нарушения кодексов поведения» (Brinkerhoff. 1980. P. 52). Исследовательский интерес к термину «деконверсия» возник в 1990-х гг. после публикации американским учёным Я. Барбуром книги «Варианты деконверсии: автобиография и утрата веры» («Versions of deconversion: autobiography and the loss of faith», 1994). Уточнение теории Барбура, концептуализация термина «деконверсия», выявление типов, стилей феномена, его эмпирическое исследование было проведено группой исследователей под руководством немецкого учёного Х. Штрайба (Decorversion … 2009).
Деконверсия может произойти внезапно или же, наоборот, может быть длительным, эмоционально насыщенным и травмирующим до определённого момента процессом, в ходе которого проявляются сомнения и неопределённость в религиозных убеждениях. На её протекание влияют множество факторов: например, кросс-культурные различия, психологическое благополучие, эмоциональная стабильность, самопринятие, отношения и социальный контекст (положительные отношения с другими, экстраверсия), а также наличие смысла и цели в жизни (Barbour. 1994. P. 219).
Причины деконверсии кроются в формировании новых ценностей; в радикальном противоречии между индивидуальным сомнением и богословской традицией, которая не может дать ответ на социальные вызовы; в противоречиях между собственными представлениями и знаниями о вере и формами/результатами религиозной жизни общины, группы или отдельных её представителей.
В процессе деконверсии выделяют несколько важных этапов. Первый этап – это интеллектуальные сомнения и отрицание истинности вероучения. Как пример можно привести «95 тезисов» М. Лютера, где он критикует учение Римско-католической церкви об индульгенциях (Лютер. 2002). Второй этап – радикальная критика ситуации в религиозной группе или общине. Результаты этого этапа прекрасно иллюстрирует глава 2 (книга 4) в трактате Ж. Кальвина «Сравнение истинной и ложной церкви», где он обличает Римско-католическую церковь: «Вместо служения Слова – извращение его и ложь… Вместо Вечери Господней – отвратительное святотатство. Богослужение полностью искажено всякого рода суевериями. <...> Собрания общин стали школами идолопоклонства и нечестия» (Кальвин. 1999. С. 37). Третий этап – эмоциональные страдания, связанные с религиозными переживаниями. Л. Н. Толстой в своей «Исповеди» описывает такое состояние: «Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог не дышать, не есть, не пить, не спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным. <...> Со мной сделалось то, что я, здоровый, счастливый человек, почувствовал, что я не могу более жить, – какая-то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от жизни» (Толстой. 1914. С. 13–14). Четвёртый, завершающий этап, дезаффилиация – разрыв с религиозной группой или прежними религиозными воззрениями. И Лютер, и Кальвин, и Толстой переживают разрыв и выстраивают новые отношения.
Учёные выделяют следующие варианты результатов деконверсии:
светский – потеря религиозной веры и убеждений, прекращение религиозной практики, разрыв с религиозной организацией;
оппозиционный – принятие новых религиозных убеждений, либо переход в другую (оппозиционную) группу;
религиозный – переход в религиозную организацию со схожей системой убеждений и ритуалов;
интегрированный – выход из группы, присоединение к другой с принятием новой системы убеждений;
приватизационный – выход из группы, но сохранение собственных религиозных убеждений и личной ритуальной практики;
еретический – выход из организации, с созданием своей новой системы религиозных представлений (Deconversion … 2009. P. 26–28).
Существует вариант ухода из религиозной организации, а именно «исключение», когда группа принимает решение за индивида. Это происходит в нескольких случаях: «(1) несогласие, неподчинение и/или вызов авторитету, (2) нарушения правил и (3) действия, которые смущают группу, или (4) неспособность увеличить ресурсы движения» (Wright. 2014. P. 709). Последний вариант отхода от религиозного объединения – «устранение», когда индивид принудительно забирается из группы депрограммерами, антикультистами, родственниками и т. д. (Wright. 2014. P. 713).
Объяснение собственной деконверсии всегда рационализируется, хотя и связано с интенсивными эмоциональными переживаниями. Выход происходит на фоне снижения интенсивности эмоциональных переживаний и уменьшения привязанности к группе, в условиях духовного кризиса, отрицательных чувств, волнений. Выход из организации ощущается прежде всего, как эмоциональное облегчение, избавление от тревоги и терзаний.
Деконверсия как часть религиозного обращения подразумевает самостоятельное изменение религиозных установок, а вслед за этим трансформацию когнитивного, аффективного и поведенческого элементов личности. В социальном плане обращение выражается в изменении идентичности, аффилиации либо с другой религиозной организацией, либо в уходе в атеистическую среду. Конверсия подразумевает и переход из атеизма и неинституционализированных форм религиозности в иерархические религиозные институты.
Для индивидов, которые вышли из религиозной организации, деконверсия – это шаг к свободе, автономии и личностному росту, поэтому учёные говорят о «выигрыше» в ходе выхода (Decorversion … 2009. P. 124). Однако сам процесс является тяжёлым и состоит из нескольких кризисов: в ходе деконверсии каждый из них получает своё разрешение. Так, когнитивный кризис, сопровождающийся интеллектуальными сомнениями, заканчивается появлением новой системы убеждений. Эмоциональный кризис сопровождается негативными переживаниями и страданиями, при его преодолении наблюдается личностный рост и эмоциональное освобождение. Кризис религиозного опыта связан с сомнениями, утратой веры и недоверием к собственным религиозным чувствам. В результате деконверсии происходит формирование новой мировоззренческой парадигмы, религиозный опыт переосмысливается и переживается заново. Критическое состояние связано с негативным отношением ко всему, что происходит в референтной группе. После разрыва с общиной индивид чувствует свободу и автономность, снижается негативное отношение к окружающим. Кризисное переживание дезаффилиации приводит к формированию новой идентичности, так что индивид либо находит новую референтную группу, либо принимает новую идентичность. Для деконверситов характерно более высокое чувство личного роста и автономии, а их вера более индивидуальна и рефлексивна.