Дагоберт I
Дагобе́рт I (Dagobert I) (около 604 – 19.1.639, Сен-Дени), франкский король из рода Меровингов (629–639), король Австразии (с 623), Нейстрии (с 629), Бургундии (631), Аквитании (с 632).
Старший сын короля Хлотаря II и Бертруды. При жизни отца был королём Австразии, по его смерти – и Нейстрии. Отдал Бургундию и небольшие владения в Аквитании сводному брату Хариберту. С его смертью в 631 г. объединил все части франкского королевства. Вошёл в историческую память как «добрый король», восстановивший единство королевства франков и избравший столицей Париж. Резиденцией Дагоберта I была Нейстрия, особенно дворцы в пригородах Парижа [в Клиши, Ножане (ныне Ножан-сюр-Марн), Эпине (ныне Эпине-сюр-Сен) и др.].
Последний из королей рода Меровингов, кто реально правил самостоятельно, пользуясь абсолютной властью. Дагоберт I окружил себя мудрыми советниками из числа аристократии – впоследствии канонизированными Дезидерием (святой Дидье), епископом Кагорским; Авдоеном (святой Уэн), епископом Руанским; главой королевской канцелярии (референдарием) Элигием (святой Элуа) – знаменитым монетчиком и ювелиром, затем королевским казначеем, позднее епископом Нуайонским. С их помощью и советом усилил королевскую власть и взял под контроль знать, восстановил домен, улучшил судопроизводство, развивал торговлю. Содержал в Париже, в королевском дворце на о. Сите, блестящий двор, притягивавший не только знать, но и посланцев других стран, а также многих мастеров различных искусств и ремесел. Наибольшего расцвета при Дагоберте I достигло ювелирное искусство.
Дагоберт I проводил активную внешнюю политику: вмешался в дела Вестготского королевства (631); удерживал натиск западных славян за Рейном, заключив военный союз с лангобардами и возглавив экспедицию против государства Само (современная Чехия); создал «буферную зону» от славян на востоке страны, укрепив свою власть в Алемании и Тюрингии, где сам назначал герцогов; подчинил Баварию для совместного отражения нашествия болгар (631–632); воевал с басками и бретонцами (636–637). Поддерживал добрые отношения с Византией, подписав «вечный мир» с императором Ираклием I. Снискал репутацию миротворца и большой авторитет за пределами Франкского королевства.
Не смог противостоять усилившимся тенденциям к распаду страны. Под нажимом местной аристократии назначил старшего сына Сигиберта III королём Австразии (634), признав её независимость. Тогда же составил план раздела королевства после своей смерти, передав второму сыну Хлодвигу II Нейстрию и Бургундию. Этот раздел знаменовал размежевание восточных и западных франков.
Считается подлинным основателем аббатства Сен-Дени (близ Парижа). Согласно легендам, созданным монахами Сен-Дени, Дагоберт I дважды был свидетелем чуда, явленного святым Дионисием Парижским, и пообещал построить монастырь в его славу. В благодарность за это святой обещал королю особое покровительство. Впервые при Дагоберте I обозначилась связь аббатства Сен-Дени с короной Франции.
Вопреки созданной монахами Сен-Дени легенде, этот правитель не был первым строителем главного храма аббатства, однако Дагоберт I, расправляясь с мятежными грандами, дарил монастырю конфискованные земли и богатые виллы в разных частях королевства либо доходы от них. Не менее значимыми для процветания монастыря были полученные от Дагоберта I налоговые привилегии и иммунитеты, а также право на взимание налога с таможни Марселя. Король разрешил учредить рядом с базиликой ежегодную ярмарку (Ланди), а поступления от неё передал в пользу монастыря. Саму базилику в Сен-Дени Дагоберт I богато украсил (фасад и интерьер), заказал и оплатил роскошные реликварии – серебряные раки с богатым орнаментом для мощей трёх покоящихся здесь мучеников – Дионисия, Рустика и Элевтерия. Дагоберт I выделял средства из казны на содержание в монастыре бедняков, призванных молиться за процветание короля и королевства. Государь превратил Сен-Дени в королевский монастырь, крепко связав его с судьбой монархии. Главной опорой этого статуса аббатства Сен-Дени в дальнейшем стало решение Дагоберта I быть похороненным здесь, что превратило Сен-Дени в королевский некрополь, а святого Дионисия в небесного заступника французской монархии.
В благодарность за благодеяния хронисты аббатства Сен-Дени возвеличили и сохранили память о славном правлении Дагоберта I; в 9 в. здесь был написан труд «Деяния Дагоберта», в котором он представлен основателем монастыря Сен-Дени; аббат Сугерий ввёл новую литургию в его поминовение, при Людовике IX Святом появилось пышное надгробие; Большие Французские хроники, официальный свод летописи истории Франции, написанные в Сен-Дени, восхваляли Дагоберта I за набожность и мудрость. В период Столетней войны активно использовался образ этого короля в антианглийской публицистике. Дагоберт I был героем легенд и поэм, в 20 в. – кинофильмов.
Правление «доброго короля Дагоберта» воспринималось как золотой век Франкского королевства Меровингов; после него начались стремительный упадок их власти и возвышение майордомов, которые в 751 г. заняли королевский трон, основав вторую династию французских монархов, Каролингов.