«Control» (видеоигра)
«Control», видеоигра в жанре приключенческого экшена. Разработана студией Remedy Entertainment и издана совместно с компанией 505 Games в 2019 г. Выпускалась на платформах Xbox One, PlayStation 4 и персональных компьютерах (ПК). Обновлённая версия – «Control Ultimate Edition» (2020) (включающая, например, расширения и новые режимы игры) вышла на Nintendo Switch (на этой консоли вышла облачная версия), Xbox Series X/S и PlayStation 5. Проект отличается высоким качеством графики и разнообразием геймплейных элементов.
История создания
О разработке «Control» стало известно в 2017 г. Тогда проект был известен под названием «Project 7», или «P7» (Fogel. 2018). В основу игры лёг интернет-фольклор о тайной организации SCP (англ. Secure, Contain, Protect – «Обезопасить, Удержать, Сохранить»), занимающейся поиском и изолированием сверхъестественных существ и явлений (Garst. 2019). Трейлер проекта демонстрировался на выставке E3 2018 г. (Shea. 2018). В рамках рекламной кампании «Control» была создана ARG (англ. «Alternate reality game» – «Игра альтернативной реальности»), доступная для пользователей с декабря 2018 г. по март 2019 г. Remedy Entertainment выпустила три видео, содержавших изображения, являвшиеся частью некого кода. Пользователи могли поучаствовать в декодировании зашифрованного сообщения, а имена тех, кому это удалось, позже были внесены в титры игры.
Визуальная составляющая «Control» выполнена в 3D-графике. Геймплей демонстрируется при помощи камеры с видом от третьего лица, закреплённой за спиной подконтрольного персонажа. «Control» была одной из первых игр с реализацией технологии трассировки лучей в реальном времени и DLSS от компании NVIDIA (Battaglia. 2019).
Музыкальное сопровождение проекта написано композиторами П. Аланко и М. Андерсеном. В августе 2019 г. саундтрек игры был выпущен в формате CD-альбома под названием «Control Original Game Soundtrack». В августе 2020 г. музыка проекта перевыпускалась на виниловых пластинках «Control (Deluxe Double Vinyl)» совместно с компанией Laced Records.
Сюжет
Действие «Control» разворачивается в альтернативном современном мире. Главная героиня Джесси Фейден прибывает в Старейший Дом – место, где расположена организация, специализирующаяся на исследовании паранормальных явлений, – Федеральное Бюро Контроля (сокращённо ФБК). Сначала Джесси встречает уборщика, который предлагает ей найти директора учреждения Захария Тренча. Войдя в кабинет, главная героиня обнаруживает труп главы организации и табельное оружие рядом с ним. Джесси мысленно обращается к паранормальной сущности по имени Полярис, которая приказывает ей поднять пистолет с пола. Девушка следует указаниям и перемещается в астральное измерение, где её назначают новым директором организации и сообщают, что теперь она владеет предметом силы. Вернувшись в реальность, главная героиня сталкивается с одержимыми сотрудниками ФБК, подвергшимися влиянию иссов (англ. Hiss). После победы над ними она продолжает исследовать Старейший Дом и находит выживших работников учреждения. Команда состоит из руководителя операций Хелен Маршалл, главы исследований доктора Каспера Дарлинга, заведующего отделом коммуникаций Альберто Томасси и начальника службы безопасности Лин Сальвадор. Во время разговоров с ними Джесси раскрывает истинную цель своего прибытия – она ищет своего брата Дилана, пропавшего 17 лет назад во время одной из операций ФБК. Героиня начинает своё расследование на территории ФБК. Попутно она помогает восстановить прежний облик и электроснабжение Старейшего Дома, а также обеспечивает агентов устройствами, предотвращающими их превращение в иссов. Со временем героиня выясняет, что её брат был одним из идеальных кандидатов на роль директора, однако он убил нескольких агентов ФБК, из-за чего его заключили под стражу. Пытаясь выбраться, он призвал иссов, которые разрушили станцию. Управляя главной героиней, пользователю необходимо изгнать потусторонних созданий, захвативших Дилана, и восстановить порядок в ФБК.
Игровой процесс
Геймплей «Control» состоит из исследования локаций, выполнения заданий и борьбы с противниками. Игра поделена на миссии, к которым пользователи могут возвращаться для повторного прохождения. По мере продвижения по сюжету у игроков открываются различные паранормальные способности. Например, главная героиня со временем сможет не только отталкивать врагов при помощи телепатии, но и метать предметы или левитировать. В сражениях пользователям доступно несколько видов огнестрельного оружия, чертежи которых расположены на локациях. Каждая единица создаваемого снаряжения может быть усовершенствована при помощи специальных усилителей. Пользователям доступно и улучшение показателей главной героини: оно осуществляется за счёт усилителей здоровья и атаки или при помощи заработанных во время миссий очков умений. Применение последних возможно в точках сохранения. Активируя последние, пользователи открывают новые уровни в дереве навыков. В процессе прохождения игроки могут взаимодействовать с большинством предметов окружения. Это позволяет разнообразить игровой опыт и по-разному преодолевать возникающие препятствия. Помимо борьбы с противниками и выполнения заданий, пользователи собирают документы и записи, раскрывающие историю мира и содержащие отсылки к другим проектам компании Remedy Entertainment: например, часть обнаруживаемых записей освещает паранормальные события, разворачивающиеся в городе Брайт Фоллс, который является основной локацией игры «Alan Wake» (2010).
Дополнения и признание
В марте 2020 г. вышло первое дополнение «Control» под названием «The Foundation». Оно представляло собой продолжение основного сюжета, в ходе которого Джесси изучала новые локации Старейшего Дома и вновь сражалась с иссами. Кроме того, игрокам открывался доступ к новой способности и перераспределению очков опыта. В августе 2020 г. было выпущено второе дополнение – «AWE», являющееся кроссовером между «Control» и «Alan Wake». В нём Джесси Фейден сталкивается с призраком писателя Алана Уэйка в Секторе Расследований. Там она узнаёт о происходящем в Брайт Фоллс и о тёмной сущности, влиявшей на город. Задачей героини становится освоение новой способности и устранение угрозы, исходящей от ФБК.
В 2019 г. игра «Control» получила приз в категории «Лучшее дизайнерское решение» (Best Art Direction) на церемонии The Game Awards (Makuch. 2019). Игра также победила в номинациях «Экшен-игра года» (Action Game of the Year), «Выдающееся достижение в художественном оформлении» (Outstanding Achievement in Art Direction), «Выдающееся достижение в игровой режиссуре» (Outstanding Achievement in Game Direction) и «Выдающееся достижение в создании оригинальной музыкальной композиции» (Outstanding Achievement in Original Music Composition) по версии D.I.C.E. Awards 2020 г. (Van Allen. 2020).