«Что такое философия?» (Делёз, Гваттари)
«Что тако́е филосо́фия?» (франц. «Qu'est-ce que la philosophie?»), произведение Ж. Делёза и Ф. Гваттари, являющееся итогом философского пути первого и посвящённое ответу на вопрос о природе философии, ее отношениях, сходствах и различиях с другими областями человеческого знания, главным образом с наукой и искусством, а также содержащее в себе оригинальную метафилософскую (т. е. претендующую на философское описание условий возможности любой философии вообще) онтологическую концепцию Делёза.
История создания
Впервые работа была издана в 1991 г. Она стала самой успешной книгой Делёза из изданных в соавторстве с Гваттари и единственной из этих книг, в написании которой Гваттари принимал исключительно устное участие. Несмотря на то что сам Гваттари практически никак не повлиял на итоговый текст книги, Делёзом было принято решение включить его в соавторы книги в качестве признательности за их длительное философское сотрудничество и личную дружбу. Идеи же, высказанные в книге, сам Делёз неоднократно обсуждал с Гваттари. Замысел работы возник задолго до её написания, и первые высказывания Делёза о желании написать такую работу относятся к 1980 г., когда Делёз, заканчивая свой лекционный курс об «Анти-Эдипе» в Венсенском университете, заявил, что хотел бы прочитать курс по теме «Что такое философия?». Позже, на протяжении 1980-х гг., Делёз говорил студентам о желании подготовить курс, который так и не был им прочитан. Многие основные мысли книги можно найти в диссертации Делёза 1968 г. «Различие и повторение», в частности, рассуждения о фундаментальной значимости концептов (или понятий) для определения философии. Таким образом, книга стала тематическим завершением философского пути Делёза.
Проблематика и концепции, изложенные в книге
Основной вопрос книги вынесен в ее заглавие: Делёз пытается описать своеобразие философии как дисциплины и ее отличия от науки и искусства, что является классическим ходом в определении философии. Описанию этого своеобразия так или иначе посвящена вся книга, но самое главное определение, ставшее визитной карточкой философии Делёза, содержится уже на второй странице работы: философия, с точки зрения Делёза, есть «искусство формировать, открывать, производить концепты», она есть «длящееся творчество концептов» (Deleuze. 1991. P. 8). Раскрытию этой формулы и ее метафилософскому обоснованию и посвящена вся работа.
Концепт (франц. concept, буквально – понятие, в русском переводе работы – «концепт») является особой сущностью, «философской Идеей», экспликации которой посвящена 1-я глава книги. Каждый философ, стремясь решить те или иные проблемы, которые кажутся ему нерешёнными или плохо рассмотренными, создает понятия (или концепты), составляющие его систему: Делёз приводит в пример картезианское cogito, платоновскую идею, лейбницианскую монаду и др. Каждое философское понятие может быть понято и оценено по достоинству только при принятии во внимание проблемы, для решения которой оно было изобретено. У каждого философского понятия есть отношения с другими понятиями системы того же мыслителя и с понятиями других систем, с которыми оно связано, – и величие и значимость философской системы для Делёза прямо зависят от того, сколько таких пересечений она способна породить впоследствии. Именно из этих отношений одного концепта с другими вытекает его фундаментальная характеристика: он всегда является множественным, он и есть множественность, он никогда не может быть простым, ведь он всегда создан как пересечение множества других концептов и отдельных их составляющих. При этом концепт не является простым утверждением (пропозицией), точно так же он не выражает никакое фактическое состояние дел или объектов в мире. Для Делёза он обладает особым существованием – он «реален, но не актуален, идеален, но не абстрактен» (Deleuze. 1991. P. 27), т. е. существует виртуально, являясь актом мышления, но воплощаясь в материальных вещах или положениях дел. Вневременной, бестелесный и нематериальный характер философских понятий – важнейшее метафилософское убеждение Делёза, которое он перенял от своего университетского учителя Марсиаля Геру. Для Геру отдельные философские системы точно так же были вечными идеальными конструкциями, которые появляются в определённую эпоху и в определённом месте, но в самой сущности своей своими материальными условиями они затронуты скорее случайно, они существуют в своей собственной темпоральности и не могут быть опровергнуты или уничтожены. Делёз полностью перенимает это убеждение Геру, и поэтому для него философская система не просто существует в виртуальном виде и в своей собственной темпоральности, будучи независимой от актуальной исторической темпоральности: она определяет и порождает ее в соответствии с фундаментальным онтологическим убеждением Делёза о первичности виртуального и порождённости актуального. Замещение философских концептов новыми концептами также возможно только при условии полагания новых проблем, для которых было бы адекватно создать новый набор концептов, решающих эти проблемы, и поэтому можно говорить, что история философии представляет собой для Делёза скорее последовательность взаимопересекающихся наборов концептов, чем некоторое общее движение, направляющееся критикой предыдущих систем. В этом аспекте Делёз даже в своей метафилософской концепции остается радикальным антигегельянцем и плюралистом, отказывающимся признать тотальность в области истории философии.
Поскольку такую картину легко принять за идеалистический репрезентативизм, Делёз вносит несколько уточнений. Во-первых, концепт не репрезентирует никакого объекта и не отсылает ни к какому объекту, но сам же полагает свой объект. Во-вторых, концепт не репрезентируется в мире, но воплощается в конкретных обстоятельствах, не порождая их непосредственно. Концепты не существуют в идеальном мире, который был бы онтологически отделен от материального мира, – они существуют на «поверхностях» (франц. plan – плоскость, поверхность, в русском переводе работы – «план»), на которых каждый философ размещает свои концепты. Делёз пишет о поверхности имманенции как предфилософской реальности, которую заполняют концепты и которая сама часто философски задается философами. Каждая такая поверхность, каждая предфилософская плоскость, с которой работает тот или иной философ, является срезом или выкройкой (франц. coupe) общего виртуального хаоса. Этот хаос, с точки зрения Делёза, является первоначальным состоянием мира, не имеющего в себе какого-либо различия. Из общего хаоса каждый философ выкраивает свою уникальную предфилософскую часть и творит в этой части свои концепты, оригинальным образом запечатлевающие движения первоначального хаоса. Отсюда вытекает еще один важнейший мотив работы – метафилософский спинозизм Делёза. По его мнению, именно Б. Спиноза создал «наилучшую» и «наиболее чистую» плоскость имманенции, тематизировав в своей «Этике» виртуальный хаос чистой имманентности в качестве необходимого условия для субстанции и ее модусов. Хаос является сущностью субстанции, виртуально предшествующей ее существованию, и именно его выражает субстанция через свои модусы. Делёз, сближая Спинозу с Ф. Ницше, уравнивает хаос со спинозистской мощью, силой (лат. potentia, франц. puissance), которую сам Спиноза называл сущностью Бога, или субстанции. Спиноза полностью задал предфилософское условие философии в своей системе – и Делёз возводит его в метафилософский ранг, считая, что оно является необходимой предпосылкой и предшественником любой философской системы и любого набора концептов вообще. Само мышление, актом которого и является концепт, становится, в соответствии со спинозизмом Делёза, лишь частным проявлением общего виртуального хаоса. Однако это проявление способно тематизировать хаос в качестве своего условия и сотворить из его среза систему, решающую встающие перед самим мышлением проблемы.
Помимо этого, в «Что такое философия?» Делёз во вполне классическом для философии 20 в. духе тематизирует греческое начало философии: возражая Г. В. Ф. Гегелю и М. Хайдеггеру, он считает, что не существует никакой необходимой связи между возникновением философии и Древней Грецией. Греки действительно первыми создали философию, первыми создали плоскость имманенции и именно философское мышление (не отрицая существования китайской, индийской, исламской и иудейской философий, Делёз считает, что их поверхность имманенции была скорее предфилософским, чем философским, и населялась скорее фигурами, чем концептами), но это было чисто случайное событие, которое, являясь рождением философии на свет, должно еще сильнее подчеркивать её случайность и полное отсутствие внутри неё всякой необходимости – будь то необходимость законов развития или необходимость смены систем. Философия в Греции появилась, считает Делёз, благодаря совокупности условий: специфическое понятие дружбы, ценность мнения и особое устройство полиса. Такая случайная встреча разных условий должна в плюралистическом духе напоминать, что философия происходит вне зависимости от исторических закономерностей и темпоральностей, которые, в отличие от случая, совершенно не важны для ее развития.
Рецепция
«Что такое философия?» стала самой популярной книгой Делёза из всех вышедших при его жизни и сразу после выхода получила значительное число положительных рецензий. Наиболее известными авторами, написавшими о книге в прессу сразу после её выхода, были Дидье Эрибон и Раймон Беллур. В 1993 г., через два года после выхода книги, ученик Делёза Эрик Алье написал работу, полностью посвящённую книге, – «Подпись мира, или что такое философия Делеза и Гваттари». Через три года, в 1994 г., после выхода на французском языке работа была переведена на английский – небольшой срок в сравнении с переводами других книг философа. Определение философии, данное в работе, стало знаменитым и тиражируемым в континентальной и подвергшейся ее влиянию англо-американской (т. н. постконтинентальной мысли). Многие понятия, тематизированные Делёзом в этой работе (в особенности это касается «концепта» и «плана имманенции»), стали самыми известными философскими «изобретениями» Делёза. Многие значительные монографии, написанные на французском языке и посвящённые Делёзу, содержат обсуждение основных положений книги: например, «Делез. Философия события» Франсуа Зурабишвили, «Делез. Трансцендентальный эмпиризм» Анн Сованьярг, начинающуюся с главы «Творчество концептов», и «Онтология Жиля Делеза» Вероник Берген. Особую популярность у исследователей книга обрела в англоязычных странах – помимо обсуждения в общих монографиях, работе посвящено две отдельные книги за авторством Рекса Батлера (Butler. 2016) и Джеффри А. Белла (Bell. 2016), а также переведённая на русский язык книга Родольфа Гаше «Геофилософия» (Гаше. 2022). Такое количество работ совершенно уникально для библиографии Делёза (за исключением его главной работы «Различие и повторение»). На русский язык книга была переведена С. Н. Зенкиным в 1998 г. (Делёз. 1998)
Большая часть критики, высказанной в адрес книги, была сосредоточена на специфическом использовании Делёзом научного аппарата и теорий – особенно жёстко эта критика прозвучала в «Интеллектуальных уловках» Алана Сокала и Жана Брикмона (Сокал. 2002. С. 131–135). Сокал и Брикмон упрекали Делёза в произвольном, нелогичном и бессмысленном употреблении научной терминологии, смешении разных смыслов одного и того же научного понятия (к примеру, понятия хаоса).