Боланьо Роберто
Бола́ньо Робе́рто, Роберто Боланьо Авалос (Roberto Bolaño Ávalos) (28.4.1953, Сантьяго – 15.7.2003, Барселона, Испания), чилийский писатель.
Сын водителя грузовика и школьной учительницы. В первые годы жизни Р. Боланьо его семья часто переезжали (Винья-дель-Мар, Каукенес, Кильпуэ). В 1963–1964 гг. билетёр на автобусном маршруте Кильпуэ – Вальпараисо. В 1968 г. вместе с родителями эмигрировал в Мексику; работал журналистом, участвовал в студенческих забастовках, в том числе был свидетелем «резни в Тлателолько» (события нашли отражение в повести «Амулет», «Amuleto», 1999).
В 1973 г., незадолго до государственного переворота, свергнувшего С. Альенде, вернулся в Чили. Участвовал в сопротивлении режиму А. Пиночета, был арестован. Провёл в заключении 8 дней, после чего вернулся в Мексику.
В 1975 г. вместе с группой молодых поэтов, к которой также принадлежали М. Сантьяго Папаскьяро (1953–1998) и Б. Монтане (род. 1957), основал поэтическое движение инфрареализм, вдохновлённое опытом сюрреализма, дадаизма и тесно связанное с другими авангардистскими течениями 1960–1970-х гг.: колумбийским надаизмом, американскими битниками, перуанской литературной группой Hora Zero («Нулевой час»).
В 1977 г. совершил путешествие в Сальвадор, где познакомился с Р. Дальтоном. В 1978 г. поселился в Барселоне, где работал ночным сторожем, сборщиком винограда, мойщиком посуды. Эмигрантская жизнь и впечатления от путешествий нашли отражение в поэтическом сборнике «Романтические псы» («Los perros románticos», 1994) и повести «Чилийский ноктюрн» («Nocturno de Chile», 2000).
Первый роман Боланьо «Советы ученика Моррисона фанатику Джойса» («Consejos de un discípulo de Morrison a un fanático de Joyce»; в соавторстве с испанским писателем А. Г. Портой, 1984) повествует о неудачливом каталонском писателе, который из-за своей возлюбленной из Южной Америки оказывается участником криминальных событий. Роман отличает смешение жанров: нуар, детектив, триллер, дневник.
Летом 1985 г. поселился в Бланесе, неподалёку от Барселоны. Антитоталитаристские взгляды писателя отразились в романе «Далёкая звезда» («Estrella distante») о репрессиях в период военной диктатуры А. Пиночета, а также в романе «Нацистская литература в Америке» («La literatura nazi en América»; оба – 1996), написанном в форме энциклопедии о вымышленных писателях, сочувствовавших нацистам.
События в произведениях Боланьо нередко связаны с литературным миром: сборник рассказов «Телефонные звонки» («Llamadas telefónicas», 1997), роман «Дикие сыщики» («Los detectives salvajes», 1998; литературная премия Эрральде, 1998; Премия Ромуло Гальегоса, 1999).
Работал в жанре «глобального романа», который стирает границы между культурами и органично сочетает их реалии. В прозе Боланьо нередко соединяются криминальный сюжет и автобиография, фантастика и реальность (роман «2666», Премия Саламбо, всё – в 2004).
За несколько дней до смерти передал издателю рукопись сборника «Невыносимый гаучо» («El gaucho insufrible», 2003), в заглавном рассказе которого поднимается тема экономического кризиса в Аргентине, а также связанных с ним противоречий между варварством и цивилизацией, городом и деревней.
Посмертно издан сборник «В скобках» («Entre paréntesis. Ensayos, artículos y discursos», 2004), включающий очерки, статьи и выступления Боланьо 1998–2003 гг.