Трансценденция (Хайдеггер)
Трансценде́нция (нем. die Transzendenz), наиболее фундаментальная структура бытия человеческого Dasein. В качестве таковой трактуется как превосхождение. Это превосхождение – не случайно исполняемый способ бытия Dasein, а «до всякого поведения сложившееся основоустройство этого сущего» (Хайдеггер М. О существе основания // Философия: в поисках онтологии. Самара, 1998. Вып. 5. С. 92). Хотя в превосхождении Dasein выходит в первую очередь на такое сущее, как оно само, и за счёт этого как раз конституируется его самость, всё же его трансценденция превосходит все сущее как таковое в целом. Трансценденция всегда осуществляется в целостности, хотя сущее в целом непосредственно не открыто Dasein ни в опыте чувственного восприятия, ни через мысленное суммирование отдельных сущих. Сущее вообще в трансценденции превосходится в направлении его бытия. За счёт этого Dasein исполняется онтологическая дифференция – различение бытия и сущего. Интенциональность сознания трактуется М. Хайдеггером как «онтическая трансценденция», она оказывается возможной только на основе трансценденции как основной структуры бытия Dasein. Более определённо то, к чему трансцендирует трансценденция, именуется также миром (die Welt), понятие которого оказывается поэтому трансцендентальным. Благодаря такой направленности трансценденции бытие Dasein характеризуется как бытие-в-мире, т. е. такое бытие, которое всегда уже способно обходиться со внутримирным сущим и которому из мира встречны другие Dasein. (См. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. Москва, 1997. §§ 19–22; Хайдеггер М. О существе основания // Философия: в поисках онтологии. Самара, 1998. Вып. 5. Часть II).