Боковая управляемость летательного аппарата
Бокова́я управля́емость лета́тельного аппара́та, способность летательного аппарата изменять параметры бокового движения по команде лётчика. Количественные характеристики боковой управляемости определяют в виде отношения управляющего воздействия лётчика к реакции самолёта на это воздействие. При этом в качестве параметров, связанных с воздействием лётчика, используют усилия и на ручке управления (штурвале) и педалях (управление элеронами и рулём направления) и их перемещения , , а реакцию самолёта на команды лётчика характеризуют скоростью крена , скоростью рыскания , углом скольжения (боковой перегрузкой, углом рыскания ).
К статическим характеристикам боковой управляемости при переходе от одного установившегося режима полёта к другому относят:
коэффициент расхода ручки управления (штурвала) и усилий на ней на скорость крена
коэффициент расхода педалей и усилий на них на скорость крена
коэффициент расхода педалей и усилий на них на скорость рыскания
Используются и другие характеристики, основанные на сочетаниях параметров, характеризующих управляющие воздействия лётчика и реакции самолёта на эти воздействия, например коэффициент расхода ручки управления (штурвала) и усилия на ней на угол крена, коэффициент расхода педалей и усилий на них на угол крена при наличии системы улучшения устойчивости и управляемости. Помимо коэффициентов, определяющих боковую управляемость при «нормальных» условиях полёта, используются показатели управляемости для предельных режимов полёта, например усилие на ручке управления и её перемещение для создания максимальной скорости крена.