Близнюк Валентин Иванович
Близню́к Валенти́н Ива́нович (12.4.1928, сельсовет Малороссийский Самарского района Восточно-Казахстанской области – 30.12.2019, Москва), советский авиационный конструктор, один из главных создателей сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 «Белый лебедь». Внёс значительный вклад в разработку первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144.
В 1946–1947 гг. учился в Смоленском техникуме электронных приборов. В 1953 г. закончил самолётостроительный факультет в Московском авиационном институте имени С. Орджоникидзе. Трудовую деятельность начал в 1952 г. в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) А. Н. Туполева, где прошёл путь от рядового инженера-конструктора до главного конструктора Ту-160.
Участвовал в разработке турбовинтового оригинального опытного тактического ударного самолёта Ту-91, серийного стратегического бомбардировщика Ту-95 с двигателями НК-12 и его различных модификаций, а также одного из первых в СССР тяжёлых сверхзвуковых опытных самолётов – бомбардировщика Ту-98, ставшего основой для создания серийного сверхзвукового барражирующего истребителя-перехватчика Ту-128. В 1958 г. работал над опытным прототипом сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22 самолёта «105» (Ту-105), а также военно-транспортного самолёта Ту-107.
Во 2-й половине 1950-х гг. в ОКБ А. Н. Туполева под руководством А. А. Туполева сформировалось новое направление по созданию беспилотной авиационной техники. В 1957–1972 гг. Близнюк руководил разработкой технических проектов беспилотных летательных аппаратов различного назначения. Первым был проект ударного однорежимного сверхзвукового стратегического самолёта «121» (Ту-121, «С»), который предназначался для поражения целей на дальностях до 4 тыс. км. Кроме того, впервые были разработаны наземные стартовые средства и контрольно-проверочные комплексы, обеспечивающие подготовку и запуск. Задание на проектирование самолёта «С» («Средний») получено 23 сентября 1957 г. (постановление Совета министров № 1145-519 по разработке новой стратегической ударной системы на основе беспилотного самолёта «С»). Для разработки различных элементов системы были привлечены предприятия авиационной, радиоэлектронной промышленности и других смежных отраслей военно-промышленного комплекса. Так, например, в опытно-конструкторском бюро № 300 Министерства авиационной промышленности был создан новый турбореактивный двигатель КР-15-300 с длительной тягой на форсажном режиме 10 тыс. кгс. Для эффективной работы двигателя на всех режимах полёта спроектирован многорежимный подфюзеляжный воздухозаборник с системой слива пограничного слоя и ограничительным коллектором, оптимизировавшим работу двигателя и воздухозаборника, а также кольцевое эжекторное сопло. Для топливной системы разработаны интегральные фюзеляжные баки-отсеки с комбинированной системой герметизации. Кроме того, спроектирована полностью интегрированная с системами самолёта компактная ядерная боевая часть. Конструкция с заданной максимальной скоростью длительного полёта в 2,5–2,6 Маха была разработана с использованием алюминиевых сплавов и минимальным использованием жаропрочных стальных сплавов в наиболее напряжённых элементах конструкции.
В 1960 г. Близнюк руководил разработкой однорежимного разведывательного сверхзвукового оперативно-стратегического Ту-123 «Ястреб», в 1970 г. – разведывательного многоразового дозвукового тактического Ту-143 «Рейс», в 1974 г. – серийного разведывательного многоразового дозвукового оперативно-тактического Ту-141 «Стриж».
Кроме того, занимался проектированием воздушно-космических систем, среди которых – беспилотный Ту-130 «ДП» и орбитальный пилотируемый летательный аппарат Ту-136 «Звезда». Эти работы послужили научно-технической предпосылкой для создания пассажирского самолёта Ту-144 – первого и одного из двух в мире типов сверхзвукового авиалайнера, который использовался в гражданской авиации для коммерческих перевозок.
В 1975 г. Близнюк приступил к разработке технического проекта Ту-160 (заводское обозначение – «изделие 70») – межконтинентального сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца с крылом изменяемой стреловидности (многорежимный). Близнюк координировал работы нескольких сотен предприятий и организаций, привлечённых для создания этого уникального комплекса. В 1981 г. Ту-160 впервые поднялся в воздух. В 1987 г. ракетоносец поступил на вооружение ВВС СССР. В 1990-х гг. Близнюк руководил работами по модернизации и дооснащению самолёта. На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. Модифицированная версия ракетоносца является одним из звеньев ядерной триады России.
Решением военного совета 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) в 2006 г. боевому модернизированному ракетоносцу-бомбардировщику Ту-160 (бортовой номер 19) было присвоено почётное наименование «Валентин Близнюк».
Лауреат Государственной премии СССР, почётный авиастроитель. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, «Знак Почёта», юбилейными медалями академика А. Н. Туполева и создателя ракетного авиационного вооружения А. Я. Березняка, главного маршала авиации А. Е. Голованова, а также медалями Росавиакосмоса (ныне Роскосмос) «Звезда Икара» и «Звезда Голубой планеты».