Воздухозаборник
Воздухозабо́рник, механическое устройство в виде системы сообщающихся с атмосферой труб или воздушных каналов, в которые под давлением скоростного напора поступает воздух; предназначен для подвода необходимого количества воздуха и поддержания устойчивой работы двигателя и различного оборудования.
На летательных аппаратах (ЛА), снабжённых воздушно-реактивными двигателями, воздухозаборники обеспечивают торможение потока воздуха, повышая его давление перед входом в компрессор. В зависимости от диапазона скоростей полёта ЛА различаются дозвуковые и сверхзвуковые воздухозаборники, а по конфигурации – осесимметричные, плоские и др.
Дозвуковой воздухозаборник включает коллектор и диффузор (участок для торможения и сжатия воздуха). Коллектор (иногда с автоматически открывающимися окнами для впуска воздуха) предназначен для обеспечения безотрывного протекания воздуха в канале при взлёте и маневрировании ЛА. На самолётах с дозвуковыми и небольшими сверхзвуковыми скоростями полёта (соответствующими числам M = 1,2–1,5, где M – число Маха) применяются воздухозаборники с нерегулируемой геометрией площади сечения. При дозвуковых скоростях полёта степень повышения давления в воздухозаборнике незначительна по сравнению с повышением давления в компрессоре газотурбинных двигателей (ГТД). При скоростях полёта, соответствующих числам M = 1,2–1,5, воздухозаборник и компрессор практически в одинаковой степени сжимают воздушный поток. При больших сверхзвуковых скоростях полёта (M > 3) степень сжатия воздуха в воздухозаборнике превышает степень сжатия в компрессоре и становится возможным создание реактивной тяги двигателем, не имеющим компрессора (и турбины), – прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). Применение на сверхзвуковых самолётах регулируемых воздухозаборников (канал с изменяющимися регулируемыми сечениями и системой организации скачков уплотнения) усложняет конструкцию входных устройств, увеличивает их массу и стоимость, однако позволяет обеспечить более надёжную и экономичную работу двигателей в широком диапазоне скоростей и высот полёта. Обеспечение на всех режимах полёта оптимальных параметров воздушного потока, подходящего к двигателю, осуществляется благодаря автоматическому регулированию геометрии площади сечения воздухозаборника. На вертолётах часто устанавливают воздухозаборники с пылезащитным устройством. Очистка воздуха осуществляется в результате действия центробежных сил на криволинейном участке канала, а концентрат пыли удаляется из воздухозаборника по трубопроводу.
В современных автомобилях (преимущественно высокоскоростных) подача воздуха из воздухозаборника служит для охлаждения двигателя, интеркулера (специальный радиатор для охлаждения воздуха после турбины), работы компрессора, системы кондиционирования, отвода горячего воздуха от тормозных дисков, вытяжки горячего воздуха из подкапотного пространства, что позволяет снизить теплонагруженность автомобиля и увеличить эффективность его работы.