Турбовинтовой двигатель
Турбовинтово́й дви́гатель (ТВД), авиационный газотурбинный двигатель, в котором тяга в основном создаётся воздушным винтом, приводимым во вращение газовой турбиной, и частично (8–12 %) реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла. Атмосферный воздух, поступающий в ТВД при полёте, сжимается в воздухозаборнике и компрессоре (имеет 2–6-ступенчатую конструкцию), затем подаётся в камеру сгорания, куда впрыскивается через форсунку авиационное топливо. Образовавшиеся при сгорании топлива газы расширяются в газовой турбине, вращающей компрессор и воздушный винт; окончательное расширение газов происходит в реактивном сопле. Для согласования скорости вращения ротора компрессора и воздушного винта либо (у вертолётов) для передачи вращающего момента на винт, ось которого расположена под углом к оси турбины, используется редуктор. ТВД получили распространение на дозвуковых самолётах с числом Маха полёта М < 0,8, т. к. воздушный винт при малых скоростях полёта (750–1500 об/мин) имеет высокий КПД; при увеличении оборотов его КПД падает, а сам винт из движителя превращается в тормоз («эффект запирания»).
Первый в мире серийный турбовинтовой самолёт – Виккерс «Виконт» (первый полёт в 1948 г.) с ТВД «Дарт» (1600 л. с.∼117,6 кВт) фирмы «Rolls-Royce» (двигатель выпускался до 1987 г.). В СССР в 1950-х гг. созданы серийные ТВД под руководством Н. Д. Кузнецова (НК) и А. Г. Ивченко (АИ), в диапазоне мощностей от 1880 кВт (АИ-24) до 11 000 кВт [НК-12; устанавливался на стратегическом бомбардировщике Ту-95 и на его различных модификациях (Ту-142 и пассажирский Ту-114), на Ан-22 и экраноплане A-90 «Орлёнок»]. ТВД долгое время успешно использовались в гражданской и военной авиации, отличаясь надёжностью и долговечностью. Например, АИ-20 (базовая модель мощностью 5440 кВт, было выпущено около 14 тыс.) оснащались пассажирские Ил-18 и Ан-10, военно-транспортные Ан-8, Ан-12, противолодочные Ил-38, амфибии Бе-12.