Березняк Александр Яковлевич
Березня́к Алекса́ндр Я́ковлевич [16(29).12.1912, деревня Бояркино Коломенского уезда, ныне Озёрский район, Московская область – 7.7.1974, Дубна (похоронен в Москве)], советский и российский учёный, конструктор авиационной и ракетной техники. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973).
В 16 лет начал трудиться разнорабочим на стройке в Москве. С 1931 г. работал в авиационной промышленности слесарем-сварщиком. Занимался спортом: планеризмом, альпинизмом, участвовал в восхождениях на Эльбрус, Лейраг и вершины Безенгийской стены Главного хребта Большого Кавказа, в том числе на гору Ляльвер (4350 м).
В 1932 г. вступил в партию, получил направление на учёбу в Московский авиационный институт (МАИ) на самолётостроительный факультет. В ходе учёбы поставил себе цель – создать скоростной самолёт. Учёбу совмещал с работой в аэродинамической лаборатории МАИ и работой в конструкторском бюро (КБ) В. Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22 (ныне Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, Москва) в бригаде инженера А. М. Исаева (будущего главного конструктора жидкостных ракетных двигателей, ЖРД) над проектом тяжёлого дальнего бомбардировщика. Дипломный проект – «Рекордный скоростной самолёт» (защитил с оценкой «отлично», руководитель Болховитинов).
В дальнейшем этот проект рассмотрел заместитель начальника Военно-воздушных сил (ВВС) Я. В. Смушкевич и рекомендовал к реализации с участием автора, поставив условие: превысить мировой рекорд скорости (709 км/ч). В августе 1938 г. Березняк назначен начальником бригады механизмов в КБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова. В ходе работы над проектом скоростного самолёта предложил упростить конструкцию и снизить массу самолёта, заменив поршневой двигатель на прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), а для разгона самолёта до скорости включения ПВРД использовать пороховой стартовый ускоритель либо ЖРД. По расчетам самолёт со взлётной массой 3170 кг развивал скорость у земли 714 км/ч, а при форсированном режиме – до 876 км/ч. На высоте расчётная скорость могла составить 937 км/ч.
С целью обеспечения хорошей аэродинамики ПВРД и получения эффективной конструкции крыла Березняк предложил решать эти задачи по этапам. На 1-м этапе отработать самолёт-перехватчик с ЖРД и ограниченными тактико-техническими требованиями, с хорошим вооружением. Летом 1940 г. свою помощь в разработке ЖРД предложил А. М. Исаев. Проект самолёта назвали «ближний истребитель» (БИ; позднее – «Березняк – Исаев»). Затем к ним присоединился начальник бригады ЖРД Л. С. Душкин. В марте 1941 г. эскизный проект самолёта-перехватчика с ЖРД тягой 1,5 т был готов. Самолёт БИ-1 должен был осуществлять перехват тяжёлых бомбардировщиков противника, уничтожать их и возвращаться на свой аэродром в режиме планирования.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Государственный комитет обороны принял решение о постройке самолёта-перехватчика. КБ и завод за 35 дней изготовили самолёт. Лётчик-испытатель Б. Н. Кудрин совершил несколько полётов на нём в режиме планёра. В октябре 1941 г. участники проекта были эвакуированы на Урал в посёлок Билимбай под Свердловском (ныне Екатеринбург). Первый полёт самолёта БИ-1 с работающим ЖРД был совершен лётчиком Г. Я. Бахчиванджи 15 мая 1942 г. За 3 мин самолёт поднялся на высоту 2000 м, перешёл в горизонтальный полёт и заложил виражи один в другой. Во время полёта 27 марта 1943 г. произошла катастрофа. Работы по проекту были остановлены. Капитан Г. Я. Бахчиванджи посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
С 1943 по ноябрь 1946 гг. Березняк работал начальником конструкторской бригады в филиале НИИ-1 (бывший Реактивный научно-исследовательский институт, РНИИ, ныне Государственный научный центр Российской Федерации «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша», Центр Келдыша).
После окончания войны был направлен в Германию и Чехословакию, где изучал опыт работы немецких авиационных фирм. Вместе с В. Ф. Болховитиновым исследовал немецкую баллистическую ракету «Фау-2» (имевшую ЖРД тягой 30 т).
В посёлке Иваньково, на юге Калининской области (ныне г. Дубна Московской области), были организованы опытно-конструкторские бюро ОКБ-1 и ОКБ-2 с участием немецких специалистов из городов Дессау и Галле. На месте бывшего завода № 458 начал работать авиазавод № 1 (разработка и производство опытных реактивных самолетов, директор В. И. Абрамов). ОКБ-1 проектировало и сопровождало опытное производство тяжёлых дозвуковых самолётов с турбореактивными двигателями. В задачи ОКБ-2 входили проектирование и освоение экспериментальных сверхзвуковых самолётов с ЖРД. Главным конструктором ОКБ-2 был назначен Хайнц Рёссинг, а его заместителем Березняк (приказ министра авиационной промышленности М. В. Хруничева № 848/К от 20 ноября 1946).
Первым реализовали проект сверхзвукового самолёта «346» со стреловидным крылом. Он стал летающей лабораторией для исследования аэродинамики сверхзвуковых скоростей. Испытания самолёта «346» проводились на протяжении 1948–1951 гг., он благополучно прошёл испытания в планирующем полёте. Были удачные испытания в пилотируемом режиме с работающим ЖРД. 14 сентября 1951 г. произошла тяжёлая авария. В начале 1950-х гг. в СССР появились эффективные лабораторные методы изучения сверхзвуковой аэродинамики, отпала необходимость в полётах экспериментальных ракетных самолётов. ОКБ-2 было закрыто.
В 1949–1951 гг. разработал вместе с инициативной группой советских специалистов несколько проектов истребителей. Один из них – истребитель-перехватчик «486» – получил одобрение ВВС и Министерства авиационной промышленности СССР. Он имел треугольное крыло малого удлинения, четырёхкамерный ЖРД, лыжные шасси, гермокабину, катапультируемое сиденье и высотный спасательный скафандр для лётчика. По расчётам перехватчик набирал высоту 22 км за 2,33 мин. Дальность горизонтального полёта на этой высоте составляла более 200 км при скорости около 500 м/с (число Маха М=1,5).
Дальнейшую судьбу проекта решила встреча Березняка и главного конструктора ОКБ-155 А. И. Микояна. При поддержке Микояна и его заместителя М. И. Гуревича были подготовлены предложения о создании в Дубне при заводе № 1 филиала ОКБ-155 [ныне ОКБ имени А. И. Микояна в составе Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ»)] под руководством Березняка. 1 сентября 1951 г. Совет Министров СССР поручил заводу № 1 серийное производство изделия КС – противокорабельной ракеты авиационного базирования, разработанной в ОКБ-155. 12 октября 1951 г. министр авиационной промышленности М. В. Хруничев подписал приказ № 1010 об организации при заводе № 1 филиала ОКБ-155. Филиалу были поручены доводка изделия КС и его дальнейшая модернизация. Руководителем филиала и заместителем главного конструктора А. И. Микояна был назначен Березняк. В 1953 г. изделие КС сдано заказчику.
Следующей работой филиала ОКБ-155 стало изготовление противокорабельной крылатой ракеты наземного базирования КСС, разработанной на базе КС. За короткое время был изготовлен пилотируемый вариант противокорабельной ракеты КСС, который испытал прославленный лётчик-испытатель Амет-хан Султан. В 1953 г. ракета КСС была принята заказчиком.
В 1955 г. филиал ОКБ-155 начал разработку принципиально новой ракеты с ЖРД для комплекса реактивного вооружения системы П-15, предназначенного для нанесения ударов по боевым кораблям и транспортам противника. В 1962 г. Березняк и ведущий конструктор ракеты П-15 М. Н. Гальперин стали лауреатами Ленинской премии за создание комплекса П-15. Приказом № 101 от 19 марта 1957 г. по Министерству авиационной промышленности СССР Березняк был назначен главным конструктором филиала ОКБ-155. Модификацией ракеты П-15 стала ракета П-15Т, оснащённая тепловой головкой самонаведения вместо радиолокационной. На ракете П-15У были установлены складывающиеся консоли крыла, стало возможным применить на палубе катера контейнерные пусковые установки. Ракета П-15 вошла в историю 21 октября 1967 г. в ходе египетско-израильской войны, когда в дельте реки Нил 4 ракеты П-15, выпущенные египетскими катерами проекта 183Р, потопили израильский эсминец «Эйлат». Это был первый в истории случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет с ЖРД. В это же время продолжалась работа по доводке авиационных ракет класса «воздух – поверхность» большой дальности К-10С, а с 1956 г. – Х-20М. Разработки ракет КС-10С и Х-20М отмечены Ленинскими премиями за 1963 г. За комплекс работ по созданию модификации изделия К-10С – новой ракеты К-10СВ – коллектив разработчиков был удостоен Государственной премии СССР в 1970 г.
В связи с обострением противостояния СССР – НАТО и появлением у вероятного противника сверхзвуковых высотных самолётов, оснащённых ракетами с ядерным оружием, встали задачи создания и отработки зенитных ракетных комплексов, боевой подготовки личного состава ПВО/ПРО с применением специальных мишеней. Такая мишень должна летать на высоте до 25 км, со скоростью от 2000 до 3000 км/ч. В 1959 г. эту работу поручили коллективу Березняка. Первоначально крылатую ракету-мишень (КРМ) предлагалось разработать на базе дорогостоящей сверхзвуковой авиационной ракеты Х-20М, но главный конструктор решил делать сверхзвуковую мишень на базе более дешёвой дозвуковой ракеты КСР-2. В итоге мишень КРМ оказалась удачной, простой и дешёвой. Модификация мишени КРМ – спасаемая многоразовая мишень КРМ-2 – была оснащена парашютно-реактивной системой мягкой посадки, выполненной по типу системы мягкой посадки космических аппаратов.
В 1972 г. принят на вооружение комплекс «Термит» с ракетой П-15М, созданной на базе ракеты П-15. П-15М отличалась увеличенной с 40 до 80 км дальностью полёта, уменьшенной со 100–200 до 25 м высотой полёта, повышенной боевой эффективностью комплекса и помехозащищённостью системы управления. Доработанная ракета П-15МТ используется в береговом подвижном комплексе ракетного оружия «Рубеж». Доработки проведены в части системы управления с целью обеспечения возможности стрельбы с закрытых позиций. Березняк настоял, чтобы все системы, необходимые для боевого применения комплекса, размещались на одном автомобильном шасси.
Работы по созданию авиационных ракет КСР-5 и КСР-5П проводились для замены морально устаревших ракет КСР-2 и КСР-11 и были начаты еще в 1962 г. Разработчикам ракеты КСР-5 была присуждена Государственная премия 1970 г., одним из её лауреатов стал Березняк.
В 1963 г. филиал ОКБ № 155 приступил к разработке первой авиационной противорадиолокационной крылатой ракеты класса «воздух – поверхность» Х-28, за которую впоследствии коллектив авторов был удостоен Государственной премии СССР 1970 г. Благодаря ракетам КС, Х-20М, КС-10С, КСР-2, КСР-11 самолётам-ракетоносцам отечественных ВВС стали доступны значительно более удалённые цели. Одна из лучших разработок филиала ОКБ-155 ракета Х-22, в которой применён модульный принцип конструкции, стала родоначальницей семейства ракет для поражения морских, радиолокационно-контрастных сухопутных, радиоизлучающих и площадных целей. Поныне ракета состоит на вооружении морской и дальней авиации. Впоследствии разработчики новых ракет Х-22М и Х-22МА были удостоены Государственных премий СССР в 1971 и 1975 гг.
В 1966 г. филиал ОКБ-155 был преобразован в самостоятельную организацию – Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» (МКБ «Радуга», ныне Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А. Я. Березняка), которое возглавил Березняк.
В мае 1966 г. МКБ «Радуга» была поручена разработка ракеты Х-45 для сверхзвукового самолёта Т-4 (разработан ОКБ П. О. Сухого в 1963). Самолёт Т-4, получивший отличные оценки заказчика, не был запущен в серийное производство.
Серьёзным заделом стала первая советская крылатая ракета 85Р корабельного противолодочного комплекса «Метель» для поражения субмарин в подводном положении, которая обладала возможностью коррекции траектории при подлёте к цели. Для ракеты был разработан маршевый твердотопливный двигатель, обеспечивающий необходимую дальность полёта. В 1973 г. ракета 85Р принята на вооружение больших противолодочных кораблей в составе управляемого ракетного комплекса противолодочной обороны.
В конце 1960-х гг. за рубежом появились зенитно-ракетные комплексы, оснащённые наземными радиолокационными станциями (РЛС), которые резко снизили эффективность применения наступательных ракет. Березняк предложил создать ракету, способную выводить из строя наземные РЛС различных диапазонов волн, которая будет базироваться на технических решениях, применённых на ракете Х-28. Разработка противорадиолокационной ракеты Х-58 началась в МКБ «Радуга» в 1967 г. К ракете заказчик предъявил требования обеспечить высокую автономность и помехозащищённость, а также возможность пуска с рубежей вне зоны ПВО противника. В зависимости от параметров РЛС-целей ракета комплектовалась головками самонаведения различных диапазонов. Ракета вошла в комплекс вооружения перспективных самолётов фронтовой авиации. Это была первая ракета МКБ «Радуга», оснащённая твердотопливным ракетным двигателем, не требующая специального обслуживания. В мае 1974 г. были проведены её успешные лётные испытания. Ракета Х-58 стала грозным оружием и выдержала ряд модификаций.
В 1968 г. Березняк успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук.
Важным этапом деятельности Березняка стала работа по созданию экспериментального пилотируемого орбитального самолёта (ЭПОС) – прототипа космического корабля «Буран», созданного для многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия–Буран».
Лауреат Ленинской премии (1962) и Государственной премии СССР (1970). Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Березняку посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Дубны Московской области» (10 июля 1996). Его имя присвоено Государственному МКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка, общеобразовательной школе № 1 и одной из улиц в г. Дубна.