Бхасарваджня
Бхасарва́джня (Бхавасарджня) (9–10 вв.), индийский философ, деятельность которого составила значительную веху в развитии средневековой ньяи. Уроженец Кашмира, Бхасарваджня сочетал энциклопедическую эрудицию с даром искусного аналитика и смелым новаторством. Пересматривая ряд краеугольных философских догматов ньяи и вайшешики, он частично опирался на традицию северного шиваизма, и особенно школы пашупатов. Автор «Ньяя-сары» («Суть ньяи») и комментария к ней «Ньяя-бхушана» («Украшение ньяи»).
Трактат «Ньяя-сара» посвящён 3 источникам знания (прамана) – восприятию, умозаключению и словесному свидетельству, их исследованию и классификации. Сводя 4 источника знания классической ньяи к 3, Бхасарваджня руководствуется не только логическими соображениями, но и «конфессиональными» – именно такой их набор признавали философы пашупаты. Источник знания – прямое и определённое постижение вещи (самъяганубхава), заблуждение – столь же определённое, но ложное познание (митхья). Восприятие разделяется на йогическое и обычное, умозаключения – на положительные и отрицательные, работающие с наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами, на «умозаключения-для-себя» и «умозаключения-для-других» (как у Дигнаги). Словесное свидетельство, по Бхасарваджне, есть средство прямого познания через понимание условных значений (самая) слов. В противоположность большинству найяиков и вайшешиков Бхасарваджня утверждает, что в состоянии «освобождения», которое достигается ви́дением Шивы, индивидуальная душа вкушает блаженство и сознательна.
«Ньяя-бхушана» посвящена полемике Бхасарваджня с другими школами, но наибольшее внимание он уделяет критике буддийской виджнянавады.