Безопасная гуманитарная зона
Безопа́сная гуманита́рная зо́на (англ. safe areas – безопасный район, зона безопасности), объявляемая по решению Совета Безопасности ООН на основе Главы VII Устава ООН часть территории государства, включающая города/населённые пункты и прилегающие к ним районы, на которой ранее велись боевые действия и в отношении которой в дальнейшем не должны предприниматься никакие вооружённые нападения или любые другие враждебные действия.
Такие безопасные гуманитарные зоны (территории) могут находиться под защитой размещённых там вооружённых сил ООН.
Установление таких зон не является предметом специального соглашения сторон, находящихся в конфликте.
Указанные зоны должны отвечать следующим условиям:
в отношении этих зон прекращены любые враждебные действия;
все военные части и полувоенные формирования, нападавшие на эти зоны, отведены на расстояние, достаточное для того, чтобы эти части и формирования не представляли больше угрозы для данных зон;
в эти зоны предоставлен свободный доступ для Сил ООН по охране (СООНО), а также для гуманитарных организаций;
обеспечивается безопасность персонала.
Первоначально такая зона (безопасный район) была создана Резолюцией Совета Безопасности ООН № 819 от 16 апреля 1993 г. (Резолюция S/RES/819) для Сребреницы и прилегающих к ней районам в качестве безопасного района, в отношении которого «не должны предприниматься никакие вооружённые нападения или любые другие враждебные действия».
В дальнейшем Резолюцией Совета Безопасности ООН № 824 от 6 мая 1993 г. (Резолюция S/RES/824) концепция безопасных зон была распространена и на другие города, нуждающиеся в обеспечении безопасности (Сараево, Тузла, Жепа, Горажде, Бихач, Сребреница), и прилегающие к ним районы. В гуманитарных целях внутри указанных зон и вокруг них Совет Безопасности ООН потребовал немедленно прекратить вооружённые нападения или любые враждебные действия; вывести из указанных городов военные и военизированные формирования; обеспечить уважение прав СООНО и международных гуманитарных учреждений на свободный и беспрепятственный доступ в безопасные районы.
Кроме того, в Резолюции Совета Безопасности ООН № 836 от 4 июня 1993 г. (Резолюция S/RES/836) Совет Безопасности ООН постановил обеспечить полное соблюдение режима безопасных районов (п. 4) и разрешил СООНО применять силу (п. 9), чтобы путём устрашения удерживать воюющие стороны от нападения на безопасные зоны.
Однако указанные документы оказались недостаточными, чтобы обеспечить соблюдение статуса безопасных зон сторонами, находящимися в конфликте. Так, при захвате Сребреницы армией боснийских сербов в июле 1995 г. значительная часть гражданского населения была истреблена. Международный трибунал по Югославии установил, что были убиты от 7 до 8 тыс. взрослых мужчин из числа боснийских мусульман (International Tribunal … 2001. P. 174). СООНО не прибегнули к использованию силы для защиты гражданского населения, что было разрешено их мандатом.
В дальнейшем безопасные гуманитарные зоны были созданы в период вооружённого конфликта в Руанде. Так, Резолюцией Совета Безопасности ООН № 912 от 21 апреля 1994 г. (Резолюция S/RES/912) были расширены полномочия Миссии ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР) в части создания и поддержания безопасных гуманитарных зон – Резолюцией (подпункт с п. 8) был санкционирован уровень сил, установленный в пунктах 15–18 Доклада Генерального секретаря ООН от 20 апреля 1994 г.
Резолюцией Совета Безопасности ООН № 918 от 17 мая 1994 г. (Резолюция S/RES/918) был расширен мандат МООНПР, включивший создание и поддержание «безопасных гуманитарных районов». Допускалось также, что миссия МООНПР может использовать силу (меры самозащиты) для защиты находящегося в опасности гражданского населения, персонала ООН и гуманитарных организаций, а также транспортных средств, служащих для перевозки и распределения помощи.
Вместе с тем единственная безопасная гуманитарная зона в Руанде была создана по инициативе Франции и при поддержке Совета Безопасности ООН. Создание этой зоны основывалось на Резолюции Совета Безопасности ООН № 929 от 22 июня 1994 г. (Резолюция S/RES/929), которая разрешила проведение временной операции под французским национальным командованием и управлением с целью содействия безопасности и защите перемещённых лиц, беженцев и гражданского населения, находящихся в опасности. Цель операции французских вооружённых сил «Бирюза» (22 июня – 21 августа 1994) в юго-западной части Руанды состояла в создании демилитаризованной безопасной зоны в треугольнике Гома – Гиконгоро – Чьянгугу и проведении гуманитарных акций. После ухода французских вооружённых сил им на смену пришёл увеличенный контингент сил ООН (МООНПР II), однако гражданское население осталось сгруппированным в безопасных зонах и подверглось в апреле 1995 г. в Кибехо (округ Ньяругуру) нападениям и истреблению силами армии Руанды. В этом случае ответственность вооружённых сил ООН в деле защиты гражданского населения и содержание этой защиты не были достаточно чётко определены, чтобы пресечь массовые убийства.
Существенный изъян концепции создания безопасных гуманитарных зон состоит в недостаточно чётком определении ответственности за защиту гражданского населения (Буше-Сольнье. 2004. С. 144; Практический словарь гуманитарного права).
Статус безопасной гуманитарной зоны не совпадает со статусом каких-либо иных специальных зон (местностей, районов), установленных нормами международного гуманитарного права (МГП) как мест укрытия жертв вооружённых конфликтов от нападения (Давид. 2011. С. 322, 348), создаваемых по соглашению между воюющими государствами об их признании (Джиллард. 2017. С. 7–9). В частности, к специальным зонам, создаваемым в соответствии с нормами МГП, относятся: санитарные зоны и местности [ст. 23 Женевской конвенции (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949]; санитарные и безопасные зоны и местности [ст. 14 Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны 1949 (ЖК IV)]; нейтрализованные зоны (территории) (ст. 15 ЖК IV); необороняемые местности [ст. 59 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям (ДП I)]; демилитаризованные зоны (ст. 60 ДП I) (Батырь. 2021. С. 418–419). Разновидностью демилитаризованной зоны можно считать объединённую зону безопасности на Корейском полуострове. Объединённая зона безопасности (англ. Joint Security Area, JSA), часто именуемая Деревней перемирия, или Пханмунджом, была создана в 1953 г. как часть корейской демилитаризованной зоны, которая использовалась двумя Кореями для дипломатических встреч; до марта 1991 г. также была местом переговоров между Северной Кореей (КНДР) и Командованием ООН (UNC). 6 ноября 2018 г. было объявлено, что Командование ООН передаст основные охранные функции КНДР и Республике Корея. На декабрь 2023 г. в составе объединённой зоны безопасности находится 35 невооружённых охранников.
Наставление по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённое Министром обороны РФ 8 августа 2001 г., в п. 1 содержит определения санитарных и безопасных зон (местностей), необороняемых местностей и демилитаризованных зон. Установлено, что является противоправным умышленное превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения (п. 14). При выборе объектов (целей) поражения следует учитывать расположение объектов (зон), находящихся под защитой МГП (пункты 26, 36).