Берри Томас
Бе́рри То́мас (Thomas Berry; в миру Уильям Натан Берри, William Nathan Berry) (9.11.1914, Гринсборо, штат Северная Каролина, США – 1.6.2009, там же), католический священник, историк культуры, религиовед и теолог, начинавший свою научную карьеру с изучения истории культуры и религий народов мира. В более поздний период жизни именовал себя геологом, поскольку занимался исследованиями в области мировой истории и эволюционных процессов Земли.
При рождении Томас Берри получил имя Уильям Натан в честь своего отца. В 11 лет Берри, по своему собственному свидетельству, пережил мистический опыт, прогуливаясь летом по усеянному лилиями лугу. Он ощутил, насколько прекрасна и сбалансированна природа нашей планеты, и впоследствии, обращаясь к этому чувству, решил посвятить себя служению ей. В 1933 г. в старших классах школы Берри вступил в католический пассионистский орден и принял монашеское имя «Томас» в честь почитаемого им святого Фомы Аквинского, впоследствии оказавшего колоссальное влияние на его творчество. В 1942 г. получил рукоположение в священнический сан. Берри путешествовал по миру и работал в разных уголках США, однако в преклонном возрасте вернулся в свой родной город Гринсборо, где прожил до самой смерти.
Научная деятельность
Берри начал свою научную карьеру с изучения западной философии. Обучался в Католическом университете Америки (Вашингтон, округ Колумбия). В 1948 г. защитил диссертацию по наследию итальянского философа Дж. Вико. Благодаря Вико, как писала ученица Т. Берри и автор его биографии М. Такер, Берри разработал «масштабную перспективу периодизации исторических эпох, а также осознал глубину кризиса, вызванного разрушением экологии, который переживает человечество на современном этапе своего развития» (Tucker. 2005. P. 164). В 1948–1949 гг. Берри жил в Китае, где изучал язык, философию и религию этой страны.
По возвращении в США он основал семинар по изучению философии и религии Азии в Колумбийском университете (Нью-Йорк). Свою преподавательскую карьеру Берри начал в Университете Сетон-Холл (Саут-Ориндж, штат Нью-Джерси), где работал в 1957–1961 гг., а затем, в 1961–1965 гг., преподавал в Университете Сент-Джонс на Лонг-Айленде (Нью-Йорк). В 1966 г. его пригласили работать в Фордемский университет (Нью-Йорк) на кафедру теологии. Здесь он основал программу по изучению истории религий и руководил ею вплоть до своего ухода на пенсию в 1979 г. За это время он подготовил более 20 докторантов, многие из которых впоследствии преподавали в крупнейших учебных заведениях США и Канады. В этот период своей жизни он опубликовал книги, посвящённые буддизму (1966) и религиям Индии (1971). В 1970 г. Берри основал Ривердейлский центр религиозных исследований (Ривердейл, штат Нью-Йорк), в котором поселился сам и проводил рабочие семинары и обсуждения со своими учениками. Помимо религий Азии, Берри изучал культуру коренных народов различных стран и шаманизм.
После ухода на пенсию в 64 года Берри начал работу над темой взаимосвязи эволюционной космологии и экологического кризиса современности. Он обладал обширными познаниями в сфере истории религий и мировой культуры, однако ему не хватало квалификации в области естественных наук, чтобы охватить всю картину истории эволюции целиком. Этот пробел был восполнен, когда в 1982 г. Берри познакомился с историком эволюционных процессов и специалистом по математической космологии Б. Суимми. Вместе они провели множество исследований и выпустили совместную монографию «История Вселенной» (The universe story. 1992), в которой объединили повествование о космосе и Земле с историей эволюции Homo sapiens и развития человеческих цивилизаций и культур. Во время работы над этой книгой, возвращаясь домой с экологической конференции, проходившей на Сейшелах, Берри, по его собственным словам, увидел реку Нил из иллюминатора самолёта и ощутил, что слово «геолог» является лучшей характеристикой рода его занятий. Под этим термином он понимал постоянную рефлексию над судьбой нашего мира (Berry. 2009. P. xxvi).
Томас Берри обладал глубокими познаниями в истории восточных религий, в особенности Индии, Китая и Японии. Но его интересовала не только история, но и их значение для современного человеческого общества. В своей преподавательской деятельности Берри уделял большое внимание религиозной космологии, мотивируя своих студентов изучать обряды, тексты и идеи этих религий в перспективе описываемых в них представлений об устройстве мира. Он полагал, что именно благодаря своим взглядам древние люди чувствовали связь с миром и жили в гармонии друг с другом гораздо в большей степени, чем наши современники. Повествования о творении мира и устройстве Вселенной прошлого Берри называл «Старой Историей», видя причину разрыва отношений между человеком и природой в том, что он перестал верить в неё. Потеря связи с окружающим миром, по мнению Берри, заставила человека искать утешения в науке и технологиях, а также контроле над своим телом и психикой, однако ни то ни другое не принесло ему внутреннего удовлетворения. Берри считал, что для восстановления этой связи необходимо создать «новую историю», способную объяснить место человека во Вселенной. По его замыслу, она должна была вновь наполнить умы и сердца людей и дать им примирение с планетой, на которой они живут, и всеми её обитателями.
Учёный полагал, что для достижения этой цели необходимо понять базовые процессы, происходящие во Вселенной (Tucker. 2005. P. 164). Он считал, что этими процессами являются изначально заложенные во Вселенной тенденции к трём вещам: дифференциации, субъективности и общению. Под дифференциацией он понимал необыкновенное разнообразие и выраженную индивидуальность всех объектов Вселенной. Субъективностью он называл сверхъестественный элемент, присутствующий во всей реальности, позволяющий каждому отдельному субъекту иметь своё уникальное видение происходящего. Под общением он подразумевал способность иметь отношения с другими людьми и всеми формами жизни, считая, что оно становится возможным благодаря дифференциации и субъективности. Все три фактора дают основание для притяжения объектов во Вселенной друг к другу. Берри считал, что эти принципы должны лечь в основу новой экологической и социальной этики, признающей людей частью общины прочих обитателей Земли, а не её верховными властителями (Tucker. 2005. P. 165).
В начале 1980-х гг. Берри разработал термин «экозой», который обозначал начало новой эры, грядущей на смену нашей эпохи, которая характеризуются уничтожением тысяч видов растений и животных и загрязнением окружающей среды. Во время эры экозоя люди, по замыслу Берри, должны будут восстановить своё единство с природой и направить энергию на её созидание, а не разрушение. Опираясь на труды П. Тейяра де Шардена, Берри исследовал связь космологии и экологии. Он был согласен с Тейяром де Шарденом в том, что разумное сознание с самого начала участвовало в эволюционном процессе. Подобно Тейяру де Шардену, Берри считал, что материя является сверхъестественной реальностью, обладающей как физическим, так и духовным измерением. Сознание же он воспринимал как внутреннюю часть этой реальности, которая, словно невидимая нить, связывает все формы жизни (Tucker. 2005. P. 165). Задачей человека, как существа, обладающего сознанием и саморефлексией, становится осознание своей ответственности за развитие эволюционного процесса. В то же время он критиковал Тейяра де Шардена за его взгляд на необходимость обустройства Земли с помощью новых технологий и научных открытий, считая, что в основе этой трансформации должно лежать духовное, а не технологическое изменение.
В своих сочинениях Берри обозначил ключевые причины глобального экологического кризиса, включая изменения климата, загрязнение воздуха, почвы и воды, рост населения и необузданное потребление ресурсов, а также исчезновение многих видов живых существ. Берри считал, что многие мировые религии сходятся в том, что мир природы — это то самое место, где человек встречается с Божественным. В то же время он утверждал, что эта интуиция часто размывается и искажается попытками мистиков превзойти ограничения человеческой природы или перенести вечное спасение за пределы нашей земной жизни, забывая о настоящем. Берри обратил внимание на то, что большинство религиозных институтов никак не отреагировали на экологические проблемы современности, и пытался найти ответ, почему этого не произошло. Он считал, что мировые религии призваны совершить «исход» из своих устаревших традиционных воззрений и разработать новые концепции, отвечающие запросам современной цивилизации.
Влияние
Идеи Берри вдохновили организаторов череды Гарвардских конференций, посвящённых проблемам экологии с точки зрения мировых религий, а также Экологического форума Йельского университета. Берри оказал большое влияние на отдельных учёных и на религиозные общины. Среди людей, на которых он повлиял, можно назвать соавтора Берри, математического космолога Б. Суимми, клеточного биолога У. Гудинаф, зоопсихологов М. Бекоффа и Б. Сматс, геологов Дж. Фишера и К. Кочела, экономистов-экологов Р. Норгаарда и Д. Кортена, экодизайнеров Р. Реджистера и Д. Орра (Tucker. 2005. P. 165). Труды Берри были с большим вниманием восприняты многими участниками католического монашеского движения. Так, в различных штатах США были созданы монашеские общины «зелёных сестёр», вдохновляющиеся идеями Берри. В этих общинах по сей день проводятся практики тайцзицюань, йоги и прочие духовные упражнения, помогающие установить связь с Землёй. В некоторых монастырях насельники, основываясь на идеях Берри, начали служить т. н. «космические литургии» в честь наступления рассвета, сумерек, дней солнцестояния и равноденствия. В монастыре Святой Гертруды штата Айдахо верующие женщины (монахини совместно с мирянками) создали мультимедийный проект под названием «Страдания Земли», в котором католические кальварии совмещается с сюжетами «Новой Истории» Т. Берри. В некоторых местах были созданы экологические учебные центры, как, например, ферма «Genesis» (Блэрстаун, штат Нью-Джерси), основанная в 1980 г., ставшая крупнейшим образовательным центром в области экологической духовности и справедливости (Appoloni. 2015. P. 808). С опорой на труды Берри, католические епископы Филиппин в 1988 г. обнародовали пастырское послание «Что происходит с нашей прекрасной Землёй?», в котором коснулись ряда экологических проблем страны. Спустя 20 лет они опубликовали ещё одно заявление, в котором призвали к прекращению добычи полезных ископаемых и вырубки леса в республике.
Наследие
Фонд Томаса Берри был основан в 1998 г. самим учёным и его учениками М. Э. Такер, Дж. Гримом, М. Капланом, а также родной сестрой Маргарет. В задачи фонда входила популяризация его идей, издание его книг, контроль за качеством переводов его работ, создание личного архива Берри в Гарвардском университете, организация премии и лектория имени Томаса Берри. Официальный сайт Фонда Томаса Берри.
Премия имени Томаса Берри была учреждена в 1998 г. в Вашингтоне, когда Центр уважения к жизни и окружающей среде (CRLE) создал награду, воздавая честь наследию Берри. Главный партнёр премии – Экологический форум Йельского университета.