Берлин Исайя
Бе́рлин Иса́йя (Исайя Менделевич Берлин; англ. Isaiah Berlin, латыш. Jesaja Berlins) [24.5(6.6.).1909, Рига – 5.11.1997, Оксфорд], британский философ, теоретик либерализма. В 1921 г. вместе с семьёй эмигрировал в Великобританию. Окончил Оксфордский университет, в котором преподавал с 1932 г., профессор с 1957 г., организатор и президент колледжа Вольфсона в 1966–1975 гг. Президент Британской академии наук (1974–1978). В 1942–1946 гг. сотрудник британского МИД, с сентября 1945 г. несколько месяцев служил в посольстве Великобритании в Москве, познакомился с А. А. Ахматовой и Б. Л. Пастернаком, о которых оставил воспоминания. Большинство публикаций Берлина – многочисленные очерки и тексты лекций, посвящённые истории русской интеллигенции, биографии К. Маркса, истории Просвещения, философии истории, роли личности и идей в историческом процессе и др. Наибольшую известность получила его концепция свободы. Берлин проводит различие между «негативной» и «позитивной» свободой: первая – имеющаяся у индивида свобода распоряжаться собственной жизнью при невмешательстве других субъектов (личностей или групп личностей), «свобода от»; вторая – свобода осуществлять собственный выбор, поставленные себе задачи и цели («свобода для»), свобода «самоуправления» (англ. self-rule), которая, однако, часто извращалась в истории в силу отождествления её с подчинением коллективной «общей воле» (Ж.-Ж. Руссо), всеобщему «разуму», «истинному» интересу, формулируемому какой-либо социальной группой или государством и т. п. Отстаивая плюрализм ценностей, которые часто оказываются несовместимыми друг с другом (свобода и равенство, справедливость и милосердие, долг и любовь и т. п.), Берлин подчёркивает уникальность каждой из них, их несопоставимость и невозможность приведения их к какому-либо высшему «гармоническому» единству. Конфликт ценностей составляет сущностный и неустранимый элемент человеческой жизни, так что выбор в конкретной ситуации одной из них может осуществляться только за счёт другой. Общество же должно лишь поддерживать то «неустойчивое равновесие, которое предотвращает возникновение отчаянных ситуаций или неприемлемого выбора» (Берлин И. Философия свободы. Европа. Москва, 2001. С. 24).