Бербера
Бербе́ра (сомалийск. Barbara; араб. بربرة), город на северо-западе Сомали, в Северо-Западной провинции. Административный центр одноимённого района и провинции Сахиль самопровозглашённой Республики Сомалиленд.
Общие сведения
Площадь около 20 км2 (2021). Территория города разделена на 5 районов.
Расположен на побережье Аденского залива. Побережье представляет собой пустынную, в основном песчаную местность, называемую сомалийцами «губан» (т. е. «выжженная»). С юга к прибрежной полосе подступают невысокие горы Голис (до 2000 м).
Крупный транспортный узел. Берберу связывают с другими провинциями Сомали и соседними государствами (Эфиопией и Джибути) две шоссейные дороги (в направлении Харгейсы и Буръо) и две грунтовые (одна из них идёт вдоль побережья, а другая – в провинцию Санаг). Эти трассы большей частью остаются в неудовлетворительном состоянии. Разработан и запущен проект строительства скоростного шоссе протяжённостью 937 км, связывающего Берберу со столицей Эфиопии, г. Аддис-Абеба. Реализация проекта осуществляется с перерывами из-за финансовых и организационных трудностей (финансирование за счёт ОАЭ, Европейского союза и Великобритании). Если эфиопский участок магистрали (696 км) в основном построен, то на сомалилендском (241 км от Уаджале до Берберы) работы начались только в марте 2019 г. и должны были завершиться к маю – сентябрю 2021 г., однако они далеки от окончания.
Действует морской порт, единственный с естественной глубокой бухтой на северном побережье Сомали. Инфраструктура включает 6 причалов, в том числе для ролкеров и нефтеналивной, крытый склад (площадью 5760 м2), открытые хранилища (64 тыс. м2), контейнерные площадки (330 тыс. м2), три новых портальных и восемь мобильных кранов, мини-электростанцию (2021).
В 3 км юго-западнее Берберы находится международный аэропорт, однако он используется властями Сомалиленда для регионального авиасообщения. Введена в строй новая автостанция для междугородних автобусов (2021).
Население
Численность населения Берберы составляет около 180 тыс. человек (2019). Большинство населения города составляют сомали субэтнической общности исак, которая включает кланы хабр авал (преимущественно северная и западная часть города), хабр джеэло (хабр толджаала; в восточной части), хайр йонис (в основном юго-западные кварталы).
История
Предположительно, современная Бербера восходит к античному порту Малао – одному из городов-государств Африканского Рога, основанного протосомалийскими племенами. В 1 в. н. э. Малао был важным центром морской торговли в регионе и поддерживал связи с птолемеевским Египтом, Древней Грецией, Парфянским царством, Сабой, Набатеей и Древним Римом. О богатстве города упоминается в греческом источнике 1 в. н. э. «Перипле Эритрейского моря».
В Средние века город сохранил своё торговое значение. В записках арабских путешественников он упоминается уже под современным названием. Абу-ль-Фида и Ахмад ибн Маджид называют Аденский залив Берберским, что свидетельствует о важности Берберы как центра морской торговли. В разное время город был крупнейшим портом мусульманских государств Африканского Рога – султанатов Йифат (13–15 вв.), Адаль (15–16 вв.), Исаак (18–19 вв.). В Бербере продавались ладан, мирра, кофе, табак, шафран, воск, золото, слоновая кость. Эти и другие товары поставлялись в порт из внутренних районов страны: из региона Шоа, городов Гондэр и Харэр. Таким образом, Бербера выполняла посредническую роль в восточноафриканской торговле. Европейским купцам было запрещено проникать в глубь страны во избежание установления прямых торговых связей в обход Берберы. Город контролировался различными сомалийскими кланами, которые вели борьбу за влияние.
С 19 в. в Бербере проводилась ежегодная ярмарка, на которую свозились товары как с африканского побережья, так и из Аравии. Бербера играла важнейшую роль в торговом обороте Адена.
В 1825 г. сомалийский клан хабр авал атаковал британское судно «Мэри-Энн», пытавшееся войти в порт Берберы. Город подвергся блокаде британским флотом, в 1827 г. была снаряжена карательная экспедиция королевского флота. После неудавшейся попытки переговоров, город был обстрелян из корабельных орудий. В порту десантировался корпус морской пехоты, усиленный отрядом сипаев. Вскоре город был взят, стороны вернулись к мирным переговорам. Помимо репараций, англичане получили право свободной торговли в Бербере и гарантии безопасности британским судам.
Несмотря на заключённый договор, судоходство в Красном море и Аденском заливе оставалось опасным предприятием из-за частых нападений сомалийских пиратов. В попытках обезопасить стратегически важный регион на разведку внутренних районов Сомали в качестве служащего Британской Ост-Индской компании в 1855 г. был отправлен знаменитый путешественник Р. Бёртон. В окрестностях Берберы исследователь подвергся нападению сомалийских племён, в результате которого один из членов экспедиции погиб, а сам Бёртон был ранен.
В 1874–1884 гг. Бербера оказалась под властью Египетского хедивата – эялета Османской империи, де-факто проводившего независимую политику. После восстания махдистов в 1881–1885 гг. египтяне были вынуждены оставить сомалийское побережье, на их место пришли британцы. В результате подписания ряда договоров с сомалийскими кланами в 1884 г. был установлен британский протекторат над побережьем. Изначально Британское Сомали управлялось из колонии Британская Индия, гарнизон пополнялся из Адена. В 1898 г. протекторат перешёл в прямое подчинение Министерства иностранных дел, в 1905 г. – Министерства по делам колоний. В период британского господства Бербера служила основным поставщиком мяса и других продуктов питания в колонию Адена. В отличие от итальянцев, строивших инфраструктуру в Итальянском Сомали, британцы ограничивались лишь административным контролем над побережьем и отказались от планов проникновения вглубь страны. Когда в августе 1940 г., в ходе Восточноафриканской кампании Второй мировой войны, Британское Сомали было захвачено итальянскими войсками, порт Берберы стал основным пунктом эвакуации британского гарнизона и мирных жителей. В марте 1941 г. британский контроль над протекторатом был восстановлен.
После обретения независимости Сомали в 1960 г. и объединения бывших итальянских и британских владений в единое государство, Бербера наравне с Могадишо стала важнейшим портом страны. Через Берберу шла бо́льшая часть поставок скота и мяса, основными покупателями которых были страны Персидского залива. До конца 1970-х гг. Сомали пользовалось поддержкой СССР, который помог построить военную базу и современную инфраструктуру в порту Берберы. После начала войны за Огаден 1977–1978 гг. советская поддержка была прекращена, однако на место СССР пришли инвесторы из США, что способствовало дальнейшему развитию города.
В 1980-х гг. Бербера, контролируемая влиятельной сомалийской субэтнической общностью исак, стала одним из центров вооружённого сопротивления центральным властям. Правительственные бомбардировки города, а впоследствии разразившаяся гражданская война серьёзно подорвали экономику и торговое значение Берберы. После провозглашения независимости Республики Сомалиленд в 1991 г. (не признана международным сообществом), новая администрация начала постепенное восстановления инфраструктуры порта. Согласно территориальному делению, установленному законом Сомалиленда в 2002 г., Бербера стала столицей провинции Сахиль.
Архитектура
В Бербере сочетаются районы с прямоугольной сеткой улиц и зоны с нерегулярной планировкой. Сохранились сооружения, относящиеся ко времени владычества Османской империи (мечети, 2- и 3-этажные жилые дома).
Образование
В городе открыты Академия морского дела и рыболовства (2012), филиалы Университета «Голлис» (2009) и университетского колледжа «Альфа», где в общей сложности проходят обучение до 1 тыс. студентов (2021). Кроме того, действуют военно-морской колледж (2005), Берберский технический колледж, более 30 начальных и средних школ (2021).
Здравоохранение
Функционируют две больницы – имени шейха Халифы ибн Зайд аль-Нахайяна (2021, 40 коек) одноимённого Фонда (ОАЭ) и региональная; до 10 фельдшерско-акушерских пунктов.
Хозяйство
Экономическая жизнь Берберы связана с работой порта. Среди отраслей сферы услуг наибольшее значение имеют транспортно-логистические, оптовая и розничная торговля. Город выступает как крупный перевалочный пункт международной коммерции. Главным экспортным товаром является живой скот, выращенный в Сомалиленде и соседнем регионе Эфиопии – Огадене (населён этническими сомалийцами). Технически порт способен ежегодно обеспечивать отправку свыше 4 млн голов скота (преимущественно в Саудовскую Аравию). Для этого построен специальный терминал для проведения ветеринарного контроля, передержки и погрузки скота. Импортируются (в Сомалиленд и Эфиопию) различные промышленные товары, оборудование, автомобили, нефтепродукты, стройматериалы, продукты питания.
Для увеличения грузооборота порта с 2017 г. ведутся работы по его реконструкции и расширению. Проектом руководит международная логистическая компания Dubai Ports World (DP World; штаб-квартира – в Дубае, ОАЭ), заключившая в мае 2016 г. договор с правительством Сомалиленда о концессии порта сроком на 30 лет, его поэтапной модернизации, реконструкции шоссе Бербера – Уаджале и создании рядом с портом свободной экономической зоны (BEZ) по образу зоны Джебель-Али (JAFZA), обустроенной в порту Дубай (в декабре 2019 подписано соглашение между правительством Сомалиленда и DP World). На начальном этапе под BEZ выделена территория площадью 4 км2 с возможностью её увеличения до 12 км2. Проект также предусматривает расширение территории порта, строительство новых причалов и контейнерного терминала, существенное обновление погрузочно-разгрузочного оборудования. Первый этап модернизации завершён в июне 2021 г. с открытием нового причала и контейнерной площадки (250 тыс. м2), втрое увеличив пропускную способность порта, доведя её до 500 тыс. условных контейнеров в год, а общий годовой грузооборот – до 4 млн т (при условии создания соответствующей наземной транспортной системы в Сомалиленде и Эфиопии).
Сфера услуг представлена также административными и финансовыми (отделения Банка Сомалиленда и оператор денежных переводов Dahabshiil Bank), гостиничными услугами и системой общественного питания.
Построен новый коммутационный центр (2014, сомалийская компания Somcable), через который Сомалиленд подключён к оптико-волоконному кабелю DARE-1, проложенному по дну моря из Джибути, таким образом, абоненты получили доступ к широкополосным каналам связи и скоростному Интернету.
Правительство Сомалиленда и муниципалитета Берберы уделяют внимание развитию туризма. При содействии Европейского союза в окрестностях города начато строительство морского курорта Баталале.
Городская инфраструктура остаётся на низком уровне развития, даже по сравнению с другими крупными городами Сомалиленда – Харгейсой, Буръо и Борамой. Многие городские здания и улицы нуждаются в ремонте и очистке от мусора; в городе практически нет общественных парков, очень мало зелёных насаждений; системы энерго- и водоснабжения, канализации устарели и работают с перебоями. В городе отсутствует муниципальный общественный транспорт, не хватает оборудованных рынков, медицинских и культурно-образовательных учреждений.
Из промышленных объектов в окрестностях города расположен цементный завод, который до гражданской войны работал на местном сырье (в провинции имеются большие запасы гипса). Многие годы завод простаивал; в 2017 г. передан частным компаниям Dahabshiil Group, Berbera Group и кувейтской Kipco для проведения его реконструкции и вывода на проектную мощность (600 т в сутки), но так и не введён в строй (2021).
Имеются авто- и судоремонтные мастерские. Работает единственный хладокомбинат. Рядом с портом расположены нефтебаза (10 резервуаров общей ёмкостью 66 тыс. м3) и газовый терминал (ёмкостью 1,2 тыс. т).
Выработку электроэнергии обеспечивает маломощные электростанции: две солнечных электростанции (общей мощностью 8 МВт в 2021), три дизельных генератора, объединённые в одну энергосеть, которая обслуживается провайдером Dhybrid. Действует гибридная электростанция (7 МВт в 2021), использующая в том числе энергию солнца.
Действуют несколько рыболовецких кооперативов, объединяющих более сотни частных рыбацких хозяйств. Воды Аденского залива богаты ценными промысловыми видами рыб и другими биоресурсами. Однако развитие морского промысла осложняется нехваткой в Сомалиленде хладокомбинатов и рефрижераторов.