Бегельдинов Талгат Якубекович
Бегельди́нов Талга́т Якубе́кович (5.8.1922, окрестности озера Майбалык Акмолинского уезда Акмолинской губернии Киргизской АССР, ныне территория района Есиль г. Астана, Казахстан – 10.11.2014, Алма-Ата), советский лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), генерал-майор авиации Казахстана (1992).
Настоящие фамилия, имя и отчество – Бегельдинов Талгат Тусулбекович, усыновлён своим дядей Якубеком Бегельдиновым. Детство и юность провёл в г. Пишпек (с 1926 Фрунзе, ныне г. Бишкек, Кыргызстан), где в 1939 г. окончил Фрунзенский аэроклуб. В 1939 г. работал массовиком в Доме пионеров, в 1939–1940 гг. лётчик-инструктор Фрунзенского аэроклуба.
В армии с апреля 1940 г. До сентября 1941 г. обучался в Саратовской военной авиационной школе пилотов, в июне 1942 г. окончил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, в августе 1942 г. – 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (ныне г. Оренбург). В августе 1942 – январе 1943 гг. лётчик 34-го запасного авиационного полка в г. Ижевск (Удмуртия).
Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: в январе 1943 – мае 1945 гг. лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 800-го (144-го гвардейского с февраля 1944) штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском (январь – март 1943), Воронежском (март – июль 1943), Степном (июль – октябрь 1943), 2-м Украинском (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м Украинском (июль 1944 – май 1945) фронтах.
Участвовал в Великолукской и Демянской операциях, Курской битве, Белгородско-Харьковской, Полтавско-Кременчугской, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.
6 мая 1943 г. его штурмовик Ил-2 сбили истребители противника, лётчик был ранен в левую ногу и левое плечо. Приземлившись на парашютах на вражеской территории, Бегельдинов и воздушный стрелок сержант П. В. Яковенко несколько дней пробирались к своим. 9 мая 1943 г. при попытке перехода линии фронта воздушный стрелок погиб, а лётчик переплыл реку Северский Донец и вышел к своим. Был направлен в тыловой госпиталь, но во время следования туда сбежал в свой полк.
За время Великой Отечественной войны совершил 305 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбовых и штурмовых ударов по живой силе и технике противника, в 15 воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы 2 вражеских самолёта. Участник Парада Победы 24 июня 1945 г. в Москве.
В 1950 г. окончил Военно-воздушную академию в Монино. Служил заместителем командира штурмового авиационного полка по лётной подготовке во Львовской области (Прикарпатский военный округ). С июня 1954 по март 1956 гг. начальник штаба Краснодарской высшей офицерской школы штурманов Военно-воздушных сил СССР. В августе 1956 г. в звании подполковника вышел в отставку.
Работал заместителем начальника Казахского управления Гражданского воздушного флота СССР по капитальному строительству (1957–1968). Под его руководством на территории Казахской ССР было построено 20 новых взлётно-посадочных полос в аэропортах. В 1968 г. заочно окончил Московский инженерно-строительный институт.
В 1968–1971 гг. начальник отдела капитального строительства судостроительного завода «Море» в посёлке Приморский (ныне в черте г. Феодосия, Крым). В 1971–1974 гг. работал заместителем управляющего трестом «Казстальмонтаж» (ныне «Имсталькон»). Участвовал в строительстве Лисаковского горно-обогатительного комбината, Джамбульского завода двойного суперфосфата, Дворца Республики в г. Алма-Ата, здания Казахстанской республиканской библиотеки, Алма-Атинского цирка и других объектов.
В 1974–1976 гг. помощник председателя Государственного строительного комитета Казахской ССР, заместитель директора организации «Проектный институт "Казгипроград" 1». В 1979–1984 гг. председатель Центрального правления Общества автолюбителей Казахской ССР. В 1984–1985 гг. директор Дома творчества Казахского отделения Литературного фонда СССР. В 1985–1992 гг. директор и мастер-методист Объединённой автошколы, главный консультант Союза водителей Казахстана.
Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов (в 1946–1954), народный депутат СССР (1989–1991).
Награждён орденом Ленина (1944), 2 орденами Красного Знамени (1943, 1944), орденом Александра Невского (1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (1943), орденом Красной Звезды (1956), орденом Славы 3-й степени (1943), медалями; казахстанскими орденом Отечества (2007) и орденом Славы 1-й степени (2001), украинским орденом «За заслуги» 3-й степени (2010), польским орденом «Крест Храбрых» (1968), иностранными медалями.
Почётный гражданин г. Целиноград (ныне г. Астана, Казахстан; 1980) и г. Алма-Ата (Казахстан).
Похоронен в Алма-Ате на Кенсайском кладбище.
Установлен памятник в г. Астана и бронзовые бюсты в г. Бишкек (Кыргызстан) и в г. Актобе и г. Кокшетау (Казахстан). В г. Алма-Ата на доме, в котором жил Бегельдинов, установлена мемориальная доска. Его именем названы улица в г. Астана, Военный институт Сил воздушной обороны Республики Казахстан в г. Актобе и Карагандинская республиканская военная школа-интернат (с 4 августа 1992).
О Бегельдинове сняты фильмы «Высокое небо Талгата» (1979), «Победы звёздный час» (1985), «Подняться в воздух» (2014).