Беар Ив
Беа́р Ив (Ив Бехар; франц. Yves Béhar) (род. 9.5.1967, Лозанна), американский промышленный дизайнер швейцарского происхождения.
В 1986 г. поступил в швейцарский филиал колледжа дизайна «Арт Центр» в Лозанне. В 1990 г. переехал в США и продолжил обучение на факультете промышленного дизайна в основном кампусе колледжа в Пасадене, окончил его в 1991 г. Во время учёбы увлекался футуристическими идеями, в том числе С. Мида и Р. Б. Фуллера. Значительное влияние на Беара «научно-технической» атмосферы Кремниевой долины отразилось в его интересе к современным технологиям.
В 1992 г. переехал в Сан-Франциско, работал в студиях промышленного дизайна Frog Design и Lunar Design, сотрудничал со шведским дизайнером Т. Мейерхоффером. В 1999 г. основал собственное бюро Fuseproject с отделениями в Сан-Франциско и Нью-Йорке (в 2014 75 % акций компании были проданы китайскому рекламному и маркетинговому агентству BlueFocus Communication Group). Слово fuse в названии бюро (с англ. буквально – плавить, сплавлять) отражает желание Беара соединить в своей практике различные технологии, подходы и направления дизайна.
Беара можно назвать дизайнером-гуманистом, поскольку для него очень важна социальная роль дизайна. Своими проектами он стремится улучшать качество жизни человека и создавать условия для устойчивого развития, активно используя для этого новейшие технологические достижения, в том числе искусственный интеллект. «Для меня технология – это просто материал. Я часто говорю, что технологии подобны ткани: вы можете придать им любую форму, которую захотите», – утверждает дизайнер (Pagliacolo. 2020). Его идеи воплощаются в высокотехнологичных, практичных, лаконичных по форме предметах, которые зачастую служат не только базовым, но и особым потребностям людей (для инклюзивного образования и т. д.).
Беар разрабатывает разнообразные проекты, от одежды и обуви до электронных устройств и архитектуры. Этим обусловлен широкий круг компаний, с которыми он сотрудничает: Nike, Herman Miller, Birkenstock, Movado, Nivea, L’Oréal, Swarovski, Prada, Puma, Kodak, Samsung, Hewlett-Packard, Toshiba, Western Digital, General Electric, Cobalt Robotics, Jawbone, MINI (в составе BMW Group), Mission Motors и др.
Беар создаёт «умные» мебель и технику, а также другие предметы быта для разнообразных задач: лампа «Leaf lamp» (2006); рабочее кресло «Sayl», устройство которого вдохновлено конструкцией висячего моста (2010; оба предмета – для Herman Miller); экспериментальная обувь «Learning shoe» (2006) с чипом, собирающим информацию об особенностях походки владельца для последующего изготовления индивидуальной обуви; часы «Vue» для Issey Miyake с исчезающими цифрами (2010); дизайн упаковки «Clever little bag» для кроссовок Puma (2010); аудиодинамик «Jambox» и фитнес-браслет «Up» со встроенным приложением для анализа показателей здоровья организма и физической активности (оба – 2011, для Jawbone; в 2013 разработан дизайн аудиодинамиков «MINI-Jambox»); играющий роль картины в выключенном состоянии телевизор «The Frame» компании Samsung (2017); камера слежения «Hive view» (2018); предметы интерьера серии «Vine» (корзины, подносы, чаши, сосуды) из древесных отходов, напечатанные на 3D-принтере (2021; совместно с Forust); очиститель воздуха «The coway icon» (2022); кокон-кабинка для медитации «OpenSeed» (2022) и др.
В 2016 г. Беар создал модель роботизированной детской кроватки «Snoo» (совместно с калифорнийским педиатром Х. Карпом и его женой Н. Монте Карп), которая укачивает ребёнка, благодаря встроенному приложению реагирует на его плач успокаивающими звуками и движениями, предупреждает переворачивание младенца на живот, повышающее риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС). В 2020 г. дизайнер представил домашний фитнес-центр «Forme», управляемый искусственным интеллектом. Этот многофункциональный тренажёр вмещает необходимое для занятий физической культурой на дому оборудование, при этом компактен и вписывается практически в любой интерьер, поскольку в сложенном виде выглядит как обычное ростовое зеркало.Наиболее известный социальный проект Беара частично реализован в рамках некоммерческой инициативы «One laptop per child» (OLPC), запущенной под эгидой ООН в 2005 г. В названии программы – «Ноутбук каждому ребёнку» – отражена её цель: обеспечить детям из развивающихся стран возможность получить образование за счёт доступа к современным технологиям. В сотрудничестве с OLPC Беар разработал несколько моделей персональных компьютеров: XO-1 (2007), XOXO (2008), XO-3 (2012), XO-4 (2013) – прочных и лёгких, компактных, недорогих (цена варьировалась от 100 до 210 долл. США), простых в использовании, с минимально необходимым для учебных целей функционалом. Устройства дополнялись яркими деталями (вставки зелёного цвета наподобие антенн-«ушек» на корпусе XO-1), которые делали их более привлекательными для ребёнка. Всего в мире было продано около 3 млн таких компьютеров (Guglielmo. 2014), а изображение детей с моделью XO появилось на купюре в 500 руандийских франков. Однако из-за отсутствия технической поддержки устройств, непродуманности способа их внедрения в учебный процесс и других проблем выпуск моделей прекратился.
Со сферой образования также связана работа Беара над социальным проектом «See better to learn better» («Лучше видеть – лучше учиться»), инициаторами которого выступили в 2010 г. правительство Мексики и компания Augen Optics. Для детей от 6 до 18 лет дизайнер создал модели очков из двух частей: цвет каждой ребёнок мог выбрать сам. После консультации окулиста ученики могли получить очки бесплатно: к 2015 г. в Мексике ежегодно распределялось 500 тыс. пар таких очков для детей с нарушением зрения.
Некоторые идеи Беара в сфере архитектуры также направлены на решение социальных вопросов, прежде всего проблем доступности жилья. Так, в 2018 г. совместно с Plant Prefab и LivingHomes он разработал проект недорогих типовых домов YB1 из экологичных материалов, призванный решить вопрос нехватки жилья в городах и пригородах штата Калифорния, а также увеличить здесь плотность застройки. Строительство домов, согласно проекту, должно занимать не более месяца. Параметры сооружений (форма и высота кровли, окон и др.) могли варьироваться, поэтому каждый дом получал индивидуальный облик. В мексиканском штате Табаско бюро Беара Fuseproject запустило производство низкобюджетного типового жилья, созданного при помощи 3D-печати (совместно с New Story, ICON, Échale). Проект «3D-поселения» состоял из небольших одноэтажных домов, причём на изготовление каждого уходит всего 24 часа; первые образцы созданы в 2019 г.
Многие проекты Беара адаптированы для нужд маргинализированных, уязвимых социальных групп: людей с физическими или ментальными особенностями, разными заболеваниями; живущих в неблагополучных условиях; пожилых людей и т. д. В 2008 г. в рамках программы по профилактике подростковой беременности, ВИЧ и СПИДа он создал дизайн логотипа и упаковок презервативов, а также автоматов по их продаже для Департамента здравоохранения г. Нью-Йорк. Совместно с компанией Cionic дизайнер разработал конкурсный проект аппарата искусственной вентиляции лёгких (2020) и прототипы ортеза «Neural sleeve» (2022) для людей с ограниченной подвижностью (искусственный интеллект осуществляет электростимуляцию мышц и корректирует их сокращение). Стремясь максимально задействовать возможности искусственного интеллекта, Беар создал робота «ElliQ» (2017, совместно с Intuition Robotics), который должен стать «компаньоном» для пожилых людей и помогать им оставаться на связи с окружающим миром: с его помощью можно общаться, узнавать новости, включать видеоматериалы и музыкальные записи, аудиокниги. При проектировании этой модели дизайнер намеренно избегал качества антропоморфности, превратив устройство в подобие домашнего аксессуара, стильного и функционального. В ином ключе разработан дизайн робота «Moxie» (2020, совместно с Embodied Inc): похожий на детскую игрушку, он создан для того, чтобы помогать детям с расстройствами аутистического спектра получать социальные навыки.
Бюро Fuseproject принимает участие в программах «Girl Effect» (запущена Nike Foundation, NoVo Foundation, United Nations Foundation в 2004) и «SPRING Accelerator» [запущена Nike Foundation, Агентством международного развития США (USAID), Министерством по международному развитию Великобритании (DFID) в 2015]. Они направлены на улучшение социально-бытовых условий для девушек-подростков, живущих в неблагоприятной среде. Выявляя их проблемы и потребности, дизайнерская команда предлагает местным производителям идеи для продукции, способной улучшать качество жизни, и оказывает образовательную, материальную и техническую поддержку в её разработке и реализации.
В числе крупномасштабных работ Беара – проект подводной станции «Протеус» (2020; в процессе реализации), разработанный совместно с океанографом Ф. Кусто (внуком Ж. И. Кусто). Станция должна стать научно-исследовательской площадкой для океанологов. Для её работы планируется использовать генераторы по преобразованию энергии ветра, солнца и тепловой энергии океана в электричество, что обеспечит полную автономность объекта.
Беар – один из основателей Института инноваций Cradle to Cradle Products (с 2010) – некоммерческой организации, занимающейся популяризацией биоразлагаемых, безопасных для окружающей среды материалов и продукции, принципов экономики замкнутого цикла. Он также сооснователь компании по производству «умных» замков August Smart Lock (с 2012) и сети коворкингов Canopy в Сан-Франциско (первый коворкинг открыт в 2016; Беар – соавтор проекта).
В 2005–2012 гг. руководил учебной программой по промышленному дизайну в Калифорнийском колледже искусств.