Бартошевич Алексей Вадимович
Бартоше́вич Алексе́й Вади́мович (род. 4.12.1939, Москва), российский театровед, историк театра, театральный критик, заслуженный деятель науки РФ (1996).
Внук В. И. Качалова.
В 1961 г. окончил театроведческий факультет ГИТИСа, в 1964 г. – аспирантуру ГИТИСа (кафедра истории зарубежного театра под руководством Г. Н. Бояджиева и А. А. Аникста). Студенческие годы пришлись на расцвет русского театра 1960–1970-х гг., спектакли А. В. Эфроса, О. Н. Ефремова, Г. А. Товстоногова, Ю. П. Любимова повлияли на его профессиональное становление.
Область научных интересов – шекспироведение, английский театр 20 в., история интерпретаций пьес У. Шекспира в современном театре. В 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию «Народно-гуманистические основы комедии Шекспира. (Вопросы поэтики)». Докторская диссертация написана на тему «Сценическая история драматургии Шекспира в Англии конца XIX – середины XX вв.: Основные этапы и тенденции» (защищена в 1985). С 1974 г. сотрудник, в 1985–2016 гг. заведующий сектором, с 2016 г. главный научный сотрудник сектора современного искусства Запада Государственного института искусствознания. В 1987–1991 гг. секретарь Союза театральных деятелей СССР.
Продолжая традиции шекспироведения, заложенные его учителями – Бояджиевым и Аникстом, Бартошевич развивал их, сосредоточив внимание на спектаклях по Шекспиру в Англии рубежа 19–20 вв., а впоследствии представив через призму шекспировских постановок историю английского театра 20 в. Его интерес к Шекспиру способствовал углублённому изучению творчества Дж. Гилгуда, П. Скофилда, П. Холла, Л. Оливье, П. Брука и многих других выдающихся представителей английской сцены. На примере многочисленных спектаклей, созданных по пьесам Шекспира, Бартошевич прослеживает судьбу трагедии как жанра от эпохи Возрождения до 21 в. Хотя магистральным сюжетом книг и лекций Бартошевича является английская драматургия, его работы неотделимы от русской театральной культуры, идей основателей Московского Художественного театра и др.
Основные труды: «Шекспир на английской сцене: конец ХIX – первая половина ХХ веков» (1985), «Шекспир. Англия. ХХ век» (1994; Международная премия Станиславского, 1996), «Мирозданью современный. Шекспир в театре ХХ века» (2002; Премия Правительства Москвы, 2005), «Театральные хроники: начало ХХI века» (2013), «Для кого написан "Гамлет"» (2014; Премия Правительства Москвы, 2018).
Автор-составитель и ответственный редактор изданий: «На грани тысячелетий. Книга статей» (1994), «Театр Питера Брука. Взгляд из России» (2000), «Спектакли ХХ века» (2005), сборников «Шекспировские чтения» (2007), «Западное искусство. ХХ век. Судьбы классики в мировом искусстве» (2010) и др. Им написаны разделы и главы в учебниках и хрестоматиях: «Английский театр Возрождения» и «Шекспир» («История зарубежного театра», 2005), «Дошекспировская драматургия», «Кристофер Марло» и «Английский театр после Шекспира» («История зарубежной литературы», 2007), «Театр Возрождения» и «Шекспир» в «Хрестоматии по истории зарубежного театра» (2007), а также около 200 статей в журналах и электронных СМИ.
С 1963 г. преподаёт историю зарубежного театра: с 1964 г. старший преподаватель, с 1972 г. доцент, с 1988 г. профессор, с 1990 г. заведующий кафедрой истории зарубежного театра ГИТИСа. С 2001 г. мастер курса театральной критики (совместно с В. Ю. Силюнасом). Являясь во многом продолжателем школы А. А. Гвоздева и «сценоцентричного» театроведения, с середины 1990-х гг. совместно с Силюнасом ведёт семинар «Реконструкция старинного спектакля». Согласно убеждениям Бартошевича, любая театральная пьеса – это прежде всего материал для сцены, её смысл во всей полноте раскрывается лишь в театре, а драматург является своего рода проторежиссёром.
На лекциях и в книгах Бартошевич раскрывается не только как театровед, но и как мыслитель, сопрягающий разные времена и страны в единое культурное пространство. О спектаклях прошлых веков он пишет и рассказывает так, как будто был их современником, живым свидетелем. История театра представляется увлекательным процессом, перипетии которого находят отражение в современности.
Исследования в области истории театра у Бартошевича неотделимы от глубокого погружения в текущий театральный процесс. В числе его критических работ – разбор спектаклей П. Штайна, Л. А. Додина, К. М. Гинкаса, Э. Някрошюса, Л. Персеваля и др. В рецензиях критику удаётся запечатлеть трудноуловимую ткань, само «вещество» спектакля, бережно подбирая ключ к режиссёрскому замыслу. Кроме того, для него важны «душевная мастерская» художника, тайна рождения сценических образов через дневниковые записи, репетиционные заметки, рассказы актёров и режиссёров. Не менее значимы и генезис творчества, художественная «родословная», объединяющая художников и произведения разных эпох. Но ещё более существенным для Бартошевича становится то, для чего создаются театральные сочинения. Эстетические категории в его работах неизменно связаны с этическим началом – с основами гуманизма и в конечном счёте с ренессансной верой в человека и в театр, ищущий ответы на главные вопросы.
На протяжении многих лет Бартошевич участвует в международных форумах, среди которых – Международный шекспировский конгресс в Вашингтоне, Международная шекспировская конференция в г. Стратфорд-апон-Эйвон. С 1996 г. член Международной шекспировской ассоциации, в 1988–2019 гг. председатель Шекспировской комиссии Научного совета по истории мировой культуры РАН. С середины 1990-х гг. вёл на телевидении авторские циклы научно-популярных программ, среди них: «Шекспир. ХХ век», «Человек из Стратфорда», «Питер Брук», «Режиссёры современного Запада».
Театральная премия «Чайка» в номинации «Патриарх» (2004), Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2020).