Резонансные струны
Резона́нсные стру́ны (аликвотные, симпатические струны) (нем. Aliquotsaiten, Resonanzsaiten, англ. resonance strings, sympathetic strings), у струнных музыкальных инструментов дополнительные струны, вступающие в резонанс с основными. Служат для обогащения тембра, придания ему характерной окраски. Наиболее явно эффект проявляется при настройке резонансной струны в унисон, октаву или квинту с основной.
Резонансные струны применялись в разные времена в разных историко-культурных регионах. Часто встречаются в восточном инструментарии, например у индийских сарода, ситара, саранги, афганского рубаба. Располагаются под игровыми струнами: опираются о края вырезов или отверстий в подставке (ниже основных струн) либо об отдельный нижний порожек. Характерно натяжение резонансных струн колками, расположенными сбоку на шейке, иногда на корпусе инструмента. Количество и настройку резонансных струн варьируют в разновидностях одного инструмента, одной исполнительской традиции. На ситаре, саранги и других индийских инструментах резонансные струны настраивают соответственно звукоряду раги. В большинстве случаев резонансные струны металлические, в том числе на инструментах с жильными игровыми струнами, что характерно и для западной традиции.
В Европе резонансные струны использовались на виоль д'амур, виоле-бастарда, баритоне, лирах-виолах, на локальной разновидности скрипки – норвежской хардингфеле и др. Колки, натягивающие резонансные струны, чаще всего расположены в колковой коробке, наряду с колками игровых струн. Располагаются резонансные струны под основными. Проходят между грифом и шейкой, опираясь о выступы или края прорезей в подставке. Иногда поддерживаются собственной, более низкой подставкой, расположенной ближе к середине верхней деки. Крепятся к подгрифку либо, протянутые под ним, фиксируются штифтами к обечайке в нижней части корпуса. При значительном количестве резонансных струн (например, на некоторых виолах) для более равномерного распределения нагрузки на шейку инструмента используется следующий подход: резонансные струны, навитые на колки зеркально основным, проходят с тыльной стороны головки к дополнительному порожку, перегибаясь через который идут к полости между шейкой и грифом.
Количество основных и резонансных струн может как совпадать, так и различаться. Известно применение резонансных струн на немой виоле.
Сходно с резонансными струнами на звучание инструмента могут влиять бурдонные, когда не используются и не заглушены. Подобным образом на тембральные характеристики оказывают воздействие не демпфируемые струны фортепиано в верхнем регистре. Этот аспект получил дополнительное развитие в конструкциях некоторых пианино и роялей. Основатель фирмы Blüthner – Ю. Блютнер запатентовал (1873) систему аликвотных струн в роялях (нем. Aliquotflügel): в части среднего и верхнем регистрах, чуть выше тройных хоров игровых струн натянуты резонансные четвёртые. В среднем регистре аликвотные струны настраиваются на октаву выше игровых, а в верхнем – в унисон. Незадолго до этого Теодором Стейнвеем из фирмы Steinway & Sons была применена система аликвотного масштабирования (англ. аliquot scaling), или дуплексного масштабирования (англ. duplex scaling), также построенная на явлении симпатического резонанса – способности струны (деки и др.) реагировать на внешние колебания, с которыми существует общность гармонических обертонов. Ещё раньше подобные эксперименты проводил немецкий фортепианный мастер В. Л. Петцольд.
Система аликвотного масштабирования не тождественна системе резонансных струн, т. к. использует короткую остаточную часть игровых, длину которой регулируют дополнительные индивидуальные аликвотные мостики или дуплексная планка (либо выступ в раме), устанавливающая нужные положения для комплекса хоров струн. Потенциал резонанса частей струн при аликвотном масштабировании невелик относительно системы резонансных струн в силу малой длины задействованного отрезка, использующего настройку выше на две октавы и более от основного тона рабочей части игровой струны.
В современной практике многие фирмы электромузыкальных клавишных инструментов предлагают регулируемую опцию, эмулирующую тембровые характеристики как системы резонансных струн, так и системы дуплексного масштабирования.