«Bad B. Альянс»
«Bad B. Алья́нс», российское объединение хип-хоп-артистов. Сформировалось в конце 1990-х гг. под руководством Мастера Шеff’а (В. В. Валов) и А. Я. Толмацкого. В группировку входило несколько известных рэп-групп и исполнителей: Мастер Шеff, Михей (С. Е. Крутиков), Лигалайз (А. В. Меньшиков), Децл (К. А. Толмацкий), «Легальный Бизне$$», Bad Balance, AlkoFunk и др. Идея объединения состояла в популяризации хип-хоп- и рэп-музыки в России, чтобы из широкого набора музыкальных стилей и направлений слушатель мог найти себе исполнителя по вкусу: от Децла для подростков до Мастера Шeff’а – для ранних ценителей хип-хопа.
Возникновение «Bad B. Альянса» связано с 1-й советской рэп-группой Bad Balance во главе с Мастером Шeff’ом. Ядро группы сложилось в г. Донецке, прежде всего как объединение танцоров: Шеff’а, Михея и Мони (С. Менякин). В середине 1980-х гг. Шeff и Моня, увлечённые брейк-дансом, организовали в Донецке брейк-данс-фестиваль B-Boys ‘87. На рубеже 1980–1990-х гг. компания переехала в г. Ленинград, где к ним присоединился DJ LA (Г. А. Матвеев), и группа получила название Bad Balance (название происходит от американского бренда кроссовок New Balance). В 1991 г. вышел дебютный альбом группы «Выше закона», посвящённый общим для хип-хоп-культуры локальным нарративам с акцентированием города своего проживания. Так, альбом включал треки «Ленинград» и «Донецкий край», отсылающие к двум наиболее важным для участников местам. По их собственному признанию, они вдохновлялись одним из направлений хип-хоп-музыки 1970-х гг. – рэпом Восточного побережья США (East Coast rap).
Состав Bad Balance часто менялся. Один из основателей группы, Михей, покинул коллектив в конце 1990-х гг. ради сольного проекта «Михей и Джуманджи». Место Михея занял Лигалайз, при участии которого вышел популярный альбом «Каменный лес», записанный в США. В этот же период была создана группа «Легальный Бизне$$», началась карьера Децла и оформился «Bad B. Альянс».
Один из первых и самых популярных треков группы «Легальный Бизне$$» – «Пачка сигарет» – был кавер-версией одноимённой песни В. Р. Цоя. Помимо Лигалайза, в состав группы входили ещё два участника: N’Pans (Пансау Начанда) и DJ Tonik (Д. Ю. Семёнов). Хотя группа просуществовала всего 2 года, она успела выпустить один из лучших, по мнению комментаторов, русских рэп-альбомов – «Рифмомафия». Уникальность Лигалайза для российской рэп-сцены состояла в том, что он стал одним из немногих участников «Bad B. Альянса», сумевших сохранить популярность после распада объединения. Его карьера началась в московской хип-хоп-группировке D.O.B. Community (Department of Bustas) в середине 1990-х гг. В 2022 г. объединение D.O.B. заявило о своём возвращении с участием Лигалайза.
Сын одного из вдохновителей «Bad B. Альянса», 16-летний К. А. Толмацкий (псевдоним Децл), стал важной фигурой в развитии отечественной рэп-сцены в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Авторство первого его трека, «Пятницы», принадлежало Лигалайзу. Затем последовал альбом «Кто ты?», получивший высокую оценку критиков и поддержку аудитории, а его тираж превысил миллион копий. Карьера Децла завершилась вместе с распадом «Bad B. Альянса». В 2002 г. он взял новый псевдоним Le Truk, полностью переориентировав своё творчество на социально-экономическую критику (например, трек «Пробки, стройка, грязь») и общефилософские вопросы (например, трек «Бог есть»).
Одним из экспериментальных проектов «Bad B. Альянса» стала женская группа «Белый шоколад», стилистически тяготевшая к ритм-энд-блюзу с элементами речитатива. В своей самой известной песне «Мужчины» участницы выступили с радикально-феминистских позиций: «Кто должен – мужчины!» Ещё одной женщиной в составе объединения была Tommy (Тамара), участвовавшая в концертном туре Децла и записи трека «Мы отдыхаем» для его дебютного альбома. Один из её самых запоминающихся самостоятельных треков – «Когда болею» (2000).
Следующим проектом в рамках «Альянса» была группа АлкоFunk в составе Звонкого (А. В. Лысков), участника рэп-группы «Дерево жизни», музыканта Mr. Bruce (Э. Д. Черкезов) и барабанщика Сергея Кота. АлкоFunk работал в стиле раггамаффин (англ. raggamuffin – оборванец) – ямайской танцевальной музыки, исполняемой с использованием электронных инструментов. Группа не получила широкого признания.
На рубеже 1990–2000-х гг. участники «Bad B. Альянса» выпустили ряд треков, выражавших яркую политическую позицию: «Война», «Надежда на завтра», «Террор» и др. В песне «Война», записанной в соавторстве с Б. П. Титомиром, декларировалась открыто антивоенная позиция: «Апокалипсис сейчас – Третья мировая / Югославия, Вьетнам, Афганистан, Ирак, Чечня / Герцеговина, Босния, Хиросима, Нагасаки / С чего ты взял, что твой город не будет в этом списке?». Антивоенную повестку подхватывала и композиция «Надежда на завтра» в поддержку политической либеральной партии «Яблоко», приуроченная к выборам в Государственную думу 1999 г. От лица «новых людей», представлявших «голос улиц», «Bad B. Альянс» провозгласил Россию «вне политики», выразив недоверие современным политическим лидерам: «Политика – клоака. Депутаты – паралитики / Беспомощные, кто голосует – дураки».
Хотя «Bad B. Альянс» просуществовал недолго, с конца 1990-х гг. по 2001 г., объединение сыграло ключевую роль в оформлении российской рэп-сцены. С ним были в разной степени связаны карьеры некоторых заметных российских рэп-артистов: Мастера Шеff’а, Децла, Лигалайза, Тимати (Т. И. Юнусов) и др. В рамках «Альянса» предпринимались попытки работы в отдельных поджанрах: женский рэп, подростковый рэп, рэп-рок, фанк. Группировка воплощала в себе черты российской рэп-сцены, где были переплетены различные направления, аудитории и ценностные ориентации.