Крамер Стэнли
Кра́мер Стэ́нли (Стэнли Креймер; Stanley Kramer) (29.9.1913, Нью-Йорк – 19.2.2001, Лос-Анджелес), американский режиссёр, продюсер.
В 1933 г. окончил Нью-Йоркский университет. Работал на кинофирме MGM (Metro-Goldwyn-Mayer) в Голливуде (редактор, монтажёр, сценарист, актёр), писал тексты для радио. В конце 1940-х гг. основал независимые фирмы Screen Plays Inc., Stanley Kramer Productions.
Продюсировал известные фильмы: «Вот это Нью-Йорк» («So This Is York», 1948), «Чемпион» М. Робсона («Home of the Brave», 1949), «Смерть коммивояжёра» («Death of a Salesman», по А. Миллеру, 1951) и «Дикарь» («The Wild One», 1953) Л. Бенедека, «Ровно в полдень» Ф. Циннемана («High Noon», 1952) и др. В ранних режиссёрских работах – «Не как чужой» («Not as a Stranger», 1955) и «Гордость и страсть» («The Pride and the Passion», 1957), ещё не найдя своей темы, опирался на штампы Голливуда, апробированные фабульные конструкции. Первый успех принёс фильм «Не склонившие головы» («The Defiant Ones», 1958; в отечественном прокате «Скованные одной цепью») о преодолении расовой ненависти и необходимости взаимопонимания между людьми. Далёкий от каких-либо новаций в области формы, избегая острого изобразительного решения, тяготел к ясности мысли, выраженной с максимальной публицистической доступностью, твёрдой сюжетной основе. Использовал традиционную систему жанров. Следуя этим принципам, поставил в 1959 г. антивоенную картину «На берегу» («On the Beach», по Н. Шюту) и в 1960 г. фильм «Пожнёшь бурю», воспроизводивший события «обезьяньего процесса». Фильм «Нюрнбергский процесс» («Judgment at Nuremberg», 1961; «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, вручён в 1962) исследовал генезис германского фашизма и утверждал идею личной ответственности каждого человека за происходящее в мире.
Комедия «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» («It’s a Mad Mad Mad Mad World», 1963) высмеивала буржуазную страсть к обогащению и реконструировала бурлескную алогичность американских комедийных эксцентричных фильмов периода немого кино (1920-е гг.). В 1965 г. экранизировал роман К. Э. Портер «Корабль глупцов» («Ship of Fools»), попытавшись в образе заполненного людьми корабля, плывущего в фашистскую Германию 1930-х гг., дать политический, социальный и психологический портрет мира того времени.
В период творческого спада в конце 1960-х гг. поставил фильмы: «Угадай, кто придёт к обеду» («Guess Who’s Coming to Dinner», 1967), близкий жанру рождественской сказки, где проблема расовых взаимоотношений лишилась остроты; сумбурный по замыслу «Тайна Санта-Виттории» («The Secret of Santa Vittoria», 1969) о жизни итальянской деревни в период Второй мировой войны 1939–1945 гг.; «Революция в минуту» («R. P. M.», 1970) – ленту, упрощённо осмыслявшую молодёжное движение.
Среди картин 1970-х гг.: горькое повествование о противоречии между жестокой действительностью и романтическим восприятием мира американскими детьми «Благослови зверей и детей» («Bless the Beasts and Children», 1971); социальная драма «Оклахома, как она есть» (1973; «Oklahoma Crude», главный приз Московского международного кинофестиваля за режиссуру, в том же году). В криминальной драме «Принцип "Домино"» («The Domino Principle», 1977) исследовал механизмы политического терроризма. В 1979 г. поставил свой последний фильм – «И спотыкается бегущий…» («The Runner Stumbles»).
В 1963 г. входил в состав жюри 34-го Московского международного кинофестиваля.
Гильдия продюсеров США в 2002 г. учредила премию Стэнли Крамера. Награды удостаиваются картины, поднимающие острые социальные вопросы.