Страйд
Страйд (англ. stride – большой шаг), стиль и техника джазового фортепианного исполнительства.
Стилистически близок к регтайму: размер 4/4, быстрый или, реже, умеренный темп, почти полное отсутствие агогики, специфическая фактура в партии левой руки, образованная равномерным чередованием баса на сильных долях такта и аккорда на слабых (в американской терминологии stride bass – шагающий бас). В отличие от регтайма, мелодический архетип которого стабилен (отсюда лёгкость его фиксации в нотах), страйд включает элементы джазовой импровизации (как правило, в партии правой руки), делающей его нотную фиксацию затруднительной.
Страйд зародился в 1910-х гг. в Гарлеме (район Нью-Йорка), получил широкое распространение в 1920-х и в 1-й половине 1930-х гг. Наиболее значительные представители (все – афроамериканцы): Лакки Робертс (1887–1968; композиция «Railroad blues»), Вилли Лайон Смит (1893–1973; «Finger buster», «Rippling waters»), Джеймс Прайс Джонсон (1894–1955; «Carolina shout», «You’ve got to be modernistic»), Эрл Хайнс (1903–1983; «A Monday date»), Фэтс Уоллер («Handful of keys», «Valentine stomp», «Alligator crawl»). В этом стиле играли многие музыканты позднейшей эпохи свинга, в том числе Каунт Бейси и Дюк Эллингтон. Техникой страйда безупречно владел Фред Астер, солировал как пианист в фильмах «Роберта» («Roberta», 1935; режиссёр У. А. Сайтер), «Следуя за флотом» («Follow the Fleet», 1936; режиссёр М. Сандрич) и др.
Сильное влияние страйда испытали джазовые пианисты-экспериментаторы Арт Тейтум (знаменитый пример – «Tiger rag», в котором, несмотря на название, нет почти ничего от «старого» регтайма) и Т. Монк («Blue sphere»; «Nice work if you can get it»). В 21 в. страйд взяли на вооружение некоторые академические музыканты, практикующие джазовые импровизации, в России – Д. Л. Мацуев и Н. Л. Луганский.