Ас-Сулами
Ас-Сулами́ (Абу Абд ар-Рахман Myхаммад ибн аль-Хусейн ас-Сулами, араб. أبو عبد الرحمن محمد بن الحسين السلمي) (937 или 942, Нишапур, Иран – 1021, там же), влиятельный автор трудов по суфийской этике, дидактике, биографии, толкованию Корана.
Ас-Сулами родился в семье арабов-поселенцев в г. Нишапур (Восточный Иран), где обучался у выдающихся мусульманских учёных своего времени: собирателей хадисов (мухаддисов), правоведов (факихов), ашаритских богословов (мутакаллимов) и суфиев. Его наставником был дед по материнской линии Исмаил ибн Нуджайд (ум. 976/977) – последователь шафиитской правовой школы и аскетическо-мистического течения «людей [само]порицания» (маламатийа) в морально-нравственных и духовных вопросах. Под влиянием деда ас-Сулами создал синтез иракского суфизма и местного течения маламатийа, распространённого среди горожан Хорасана (в основном ремесленников и торговцев средней руки). Ас-Сулами много путешествовал в поисках пророческих преданий и высказываний ранних аскетов и подвижников. Он посетил Ирак, где близко познакомился с багдадской школой суфизма, Хиджаз (во время паломничества в Мекку), а также Среднюю Азию (Мерв). Будучи последователем одновременно хорасанской (маламатийа) и багдадской (суфийа) аскетическо-мистической школ, ас-Сулами не акцентировал различия между ними, а напротив, подчёркивал их близость в плане конечной цели: познание Бога и ощущение мистиком незримого божественного присутствия в своей повседневной жизни. Ас-Сулами синтезировал учения и практику этих 2 школ подвижничества в своих многочисленных трудах (до нас дошло свыше 30 его сочинений), уделив особое внимание принципам хорасанской маламатийа. В отличие от иракских суфиев учителя этой ветви призывали своих последователей участвовать в мирской жизни, зарабатывая хлеб насущный, не предаваться шумным экстатическим зикрам с музыкой и танцами, а также не выставлять напоказ свою набожность и добродетели, например, нося одежду, отличную от одежды простых верующих. Более того, последователи маламатийа были склонны считать себя хуже и греховнее других людей и даже активно навлекать на себя порицание окружающих (что дало название их подвижнической школе).
Письменное наследие ас-Сулами можно разделить на 3 категории: суфийские биографии (с элементами агиографии), комментарии к Корану и «обычаи» (сунан) суфиев, т. е. правила их поведения в различных обстоятельствах. Важнейшим трудом ас-Сулами является сборник биографий и высказываний ранних подвижников «Разряды (или поколения) суфиев» (Табакат ас-суфийа), в котором сторонники маламатийа соседствуют с иракскими суфиями, что подчёркивает равное уважение автора к этим 2 подвижническим школам. Ас-Сулами не обошел вниманием и женскую половину аскетическо-мистического движения в раннем исламе, посвятив женщинам-подвижницам (мутаббидат суфийат) отдельное биографическое сочинение – вероятно, первое в своём роде. Перу ас-Сулами принадлежит также свод мистико-аллегорических толкований Корана (Хакаик ат-тафсир), которые автор возводит к ранним аскетам и мистикам. Его появление вызвало критику многих учёных, обвинивших автора в отходе от буквального смысла Писания и замене его субъективными фантазиями. Другие сочинения ас-Сулами посвящены конкретным вопросам аскетическо-мистической теории и практики, в частности, специальной суфийской терминологии, этапам мистического пути (сулук) к Богу и правилам взаимоотношений между суфийскими учителями-шейхами и их учениками-мюридами, а также между суфиями и «мирянами».
Труды ас-Сулами оказали значительное влияние на формирование суфийской традиции. Их широко использовали в своих трудах такие выдающиеся суфийские авторитеты, как аль-К̣ушайри, Абдалла Ансари, Газали и Ибн аль-Араби. Противники суфизма, в частности популярный ханбалитский проповедник и историк из Багдада Ибн аль-Джаузи, напротив, обвиняли ас-Сулами в фабрикации ложных хадисов с целью оправдать суфийские учения и ритуалы, в частности, проживание в отдельных зданиях, подобных христианским монастырям, добровольное безбрачие, нищенство, бесцельное странствование, ношение рваной, неопрятной одежды, а также «слушание музыки» (сама). Унаследовав от своего деда Ибн Нуджайда богатую библиотеку и недвижимость в Нишапуре, ас-Сулами основал там суфийскую обитель (дувайра суфийа), которую можно считать прототипом подобных суфийских институтов (рибатов, завий, ханега), получивших широкое распространение в последующие столетия.