Аль-Кушайри
Аль-Куша́йри́, Абу аль-Касим Абд аль-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри (араб. أبو القاسم عبد الكريم بن هوازن بن عبد الملك بن طلحة القشيري) (986, Нишапур, историческая область Хорасан, ныне Иран – 30.12.1072, там же), собиратель пророческих преданий (хадисов), богослов и суфий из Хорасана (Вoсточный Иран). Автор классического руководства по суфийской теории и практике «Кушайриево послание о суфийской науке» (الرسالة القشيرية في علم التصوف), а также суфийского комментария к Корану «Тонкости мистических указаний [на скрытые смыслы Корана]» (لطائف الإشارات).
Родился в местности Устува, в окрестностях г. Нишапур в семье арабов-землевладельцев, возводившей свою родословную к аравийскому племени кушайр. С детства обучался военному искусству, арабскому языку и литературе. Юношей аль-Кушайри отправился в Нишапур, где встретил популярного суфийского шейха и проповедника ашаритского богословия Абу Али ад-Даккака (ум. около 1015). В ходе обучения под его руководством аль-Кушайри стал его любимым учеником, а затем и зятем. Следуя совету ад-Даккака, аль-Кушайри изучал коранические науки, хадисы, юриспруденцию шафиитского мазхаба и ашаритское богословие у крупнейших авторитетов своего времени. После смерти ад-Даккака аль-Кушайри возглавил созданное учителем суфийское собрание (маджлис ат-тазкир) и частную богословскую и юридическую школу (медресе). Лекции аль-Кушари, записанные его учениками, получили хождение в виде отдельных сочинений (амали; ед. ч. – имла), что увеличило его популярность среди мусульман Хорасана. Благодаря обширным познаниям в области Корана, хадисов и суфийской науки, аль-Кушайри стал одним из наиболее авторитетных учёных Нишапура.
Начиная примерно с 1048 г. ашаритско-шафиитская община города, одним из лидеров которой был ал-Кушайри, подверглась преследованиям со стороны местных ханафитов, которых поддерживал сельджукский визирь аль-Кундури. Аль-Кушайри был заключён в тюрьму, но вскоре освобождён своими сторонниками и переселился в Багдад, где преподавал хадисы при дворе халифа аль-Каима (правил с 1031 по 1075). Находясь в изгнании, аль-Кушайри неоднократно обращался с письменными и устными «жалобами» (шикайа) к властям, в частности к визирю аль-Кундури, с просьбой прекратить преследование ашаритов-шафиитов Хорасана их противниками-ханафитами. В «жалобах» сжато формулировались основные принципы ашаритского вероучения, доказывалось его правоверие с точки зрения суннитского вероучения и коренное отличие от мутазилитских доктрин, которые к тому времени воспринимались большинством суннитских богословов как еретические. Обращения аль-Кушайри не изменили политику аль-Кундури, и тот вынужден был оставаться в изгнании вплоть до 1063 г., когда визирь попал в опалу и вскоре был казнён (1064). Вернувшись в Нишапур, аль-Кушайри много преподавал и писал. Умер окружённый учениками и многочисленным потомством.
Аль-Кушайри приписывают 22 сочинения по разным отраслям мусульманской науки: комментарии к Корану (тафсиры), хадисы, богословие, теория и практика суфизма. Наибольшим авторитетом и влиянием пользовалось его «Послание о суфийской науке», которое доныне служит пособием для подготовки суфиев. В нём изложены принципы ашаритского богословия, биографии наиболее известных суфиев 9–11 вв. и их взгляды на мусульманскую догматику, разъясняется суфийская терминология и описываются этапы мистического пути к Богу, а также основные элементы суфийской практики, включая правила взаимоотношений между суфийскими учителями и их учениками, поведения суфиев во время совместных странствий и суфийских радений (сама; зикр). В конце сочинения автор рассказывает о чудотворчестве суфийских шейхов (карамат) и даёт благочестивые наставления начинающим суфиям.
В «Послании...» и других своих сочинениях аль-Кушайри стремился соединить суннитский ислам в ашаритской трактовке с суфийскими учениями и обрядами, доказать правоверие как ашаризма, так и суфизма с целью сделать их установки основой жизни суннитской общины. В подкрепление своих слов автор постоянно ссылается на высказывания пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников, а также 2 последующих поколений мусульман. Кроме того, в отличие от предыдущих суфийских авторов, таких как ас-Саррадж (ум. 988), аль-Калабази (ум. между 990 и 995) и ас-Сулами (ум. 1021), аль-Кушайри избегал упоминания суфийских учителей, высказывания и поступки которых могли поставить под сомнение легитимность суфизма. В целом аль-Кушайри выступал как идейный предшественник Газали – знаменитого богослова-ашарита, осознавшего важность суфизма как духовной составляющей суннитского ислама и стремившегося создать синтез суннитского богословия и юриспруденции с «умеренным» суфизмом, приемлемым для большинства верующих. Структура и содержание «Послания» также нашли отражение в трудах знаменитого шафиитского хадисоведа и правоведа из Дамаска Яхьи ибн Шарафа ан-Навави (1233–1277) и многих других учёных последующих столетий. В то же время влиятельный ханбалитский богослов Ибн Таймийа, будучи противником рационального богословия (калама), критиковал аль-Кушайри за его стремление связать суфизм с постулатами ашаризма.
Потомки аль-Кушайри создали настоящую династию именитых учёных и суфиев, известную как «кушайрийа». Так, его сын Абу Наср Абд ар-Рахим продолжил дело отца, став активным проповедником ашаритского учения. Некоторое время Абу Наср преподавал принципы ашаризма в багдадской Низамии, чем навлёк на себя гнев местных ханбалитов, выступавших против рационального подхода к истинам божественного откровения. Дело дошло до кровопролитных столкновений между его сторонниками и ханбалитами, в результате чего Абу Наср вынужден был покинуть аббасидскую столицу и вернуться в Нишапур, где умер в 1120 г. Внук аль-Кушайри, Хиба ар-Рахман (1068–1146, по другим сведениям, 1152), посвящённый в суфизм своим дедом в возрасте 5 лет, стал главным проповедником Нишапура, органически сочетавшим знание хадисов с теорией и практикой суфизма.