Арт-сцена в Санкт-Петербурге 2000-х – начала 2020-х гг.
Арт-сцена в Санкт-Петербурге 2000-х – начала 2020-х гг. Символическим финалом 20 в. для петербургского искусства стала смерть Т. П. Новикова в 2002 г.: ослепший в 1997 г. художник до конца жизни продолжал оставаться мощным вдохновителем для арт-среды города. Фактически сразу после его кончины завершилась история неоакадемизма, или «нового русского классицизма», что косвенно подтвердило «проектную» природу этого постмодернистского движения, которое было придумано Новиковым на рубеже 1980-х – 1990-х гг. и воплощено в жизнь в деятельности Новой академии изящных искусств. Объединившиеся вокруг неё художники продолжали в 2000-х гг. занимать видное место на петербургской арт-сцене: живописцы О. Е. Маслов (род. 1965) и В. А. Кузнецов (род. 1960) (эти работавшие в 1990-х гг. в дуэте художники в начале 2000-х гг. вернулись каждый к своей карьере), Г. К. Гурьянов (1961–2013), О. В. Тобрелутс (Комарова; род. 1970), фотограф С. Макаров (род. 1972). Отдельные художники круга Новикова не были затронуты неоклассическими тенденциями: в 2000-е гг. продолжал работу В. Ю. Мамышев-Монро (1969–2013), основные представители течения некрореализм – Е. Г. Юфит (1961–2016) и В. В. Кустов (род. 1959).
В качестве идейного и эстетического противовеса неоакадемизму задумывалось «Товарищество "Новые тупые"» (1996–2002). В своих перформансах, акциях и выставках В. П. Козин (род. 1953), С. О. Спирихин (род. 1963), В. Флягин (род. 1958), И. Нагель (род. 1963), И. Панин (род. 1961), О. Хвостов (род. 1972), А. Ляшко (род. 1965), М. Райскин (род. 1970) соединили традиции русского скоморошества, дадаизма, футуризма, концептуального искусства. Панк-эстетика, свойственная группе «Новые художники» и Т. П. Новикову в период 1980-х гг., была подхвачена группировкой «Протез» (2006–2010): И. Межерицкий (1956–2020), Г. Ющенко (род. 1986), А. Вилкин (род. 1982). Маргинальность как стратегия характеризует также группу «Паразит», созданную Козиным и Флягиным в 2000 г. первоначально в качестве самоорганизованной галереи в помещении арт-центра «Борей» и существующую как художественное объединение и в начале 2020-х гг.
В начале 2000-х гг. видное место на петербургской арт-сцене занимали художники с академическим образованием, уже получившие опыт современного искусства, в том числе и в результате зарубежных поездок и стажировок: П. С. Белый (род. 1971), П. М. Швецов (род. 1970), Ю. А. Штапаков (род. 1958), В. Ю. Пушницкий (род. 1967), М. С. Алексеева (род. 1959), К. Рагимов (род. 1970).
Конвертация ремесленных навыков, полученных в процессе академического обучения, в приёмы современного искусства послужила идейным основанием для участников следующего движения, ставшего своего рода художественным брендом Санкт-Петербурга. В 2007 г. выпускники кафедры монументально-декоративной живописи Государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица – И. В. Гапонов (род. 1981), Иван Плющ (И. С. Плющев; род. 1981), П. Е. Шугуров (род. 1978) – получили под мастерские верхний, технический этаж в доме № 17 на проспекте Непокорённых, и по этому адресу группа получила название «Непокорённые». Основным ориентиром для них была современная фигуративная живопись. Их первая большая экспозиция – «Память полей» (март – начало апреля 2008; лофт-проект «Этажи»), объединившая около 30 участников, стала программной выставкой для нового поколения художников, к которому принадлежали также А. В. Горбунов (род. 1979), Т. Л. Подмаркова (род. 1973), В. С. Кульков (род. 1986), М. Свищев (род. 1982), группа Milk and Vodka [Стас Багс (C. Иванов; род. 1984) и П. Папасов (род. 1983)]. Впоследствии состав участников группы несколько раз сменился; в начале 2020-х гг. «Непокорённые» продолжают существовать как мастерские и пространство для временных выставок.
В 2013 г. заявила о себе группа художников «Север-7», генетически связанная с другим петербургским академическим учреждением – Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ИЖСА; ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина). Группу организовали окончившие Государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при ИЖСА (бывшая Средняя художественная школа) А. Г. Цикаришвили (род. 1983), Н. Энгельке (род. 1983), Н. И. Харченко (род. 1983), Л. Ю. Цхэ (род. 1983). Она с самого начала принимала в свой состав новых участников [среди наиболее известных – П. Дьяков (род. 1983) и А. Андржиевская (род. 1989)] и перешла в формат творческого содружества, свойственный петербургскому искусству в целом. Объединяющим видом искусства для участников «Севера-7» является перформанс (совместное рисование и сеансы позирования приобретают черты перформативной практики), а экспозиционной формой – ассамблаж и театрализованная тотальная инсталляция. В начале 2020-х гг. «Север-7» сохраняет лидирующие позиции на петербургской художественной сцене, притом что участники этой группы выстраивают индивидуальные творческие карьеры.
Заметную роль на петербургской художественной сцене начала 2020-х гг. играют также художники конца 1980-х – 1990-х гг. рождения: Ася Маракулина (А. М. Маракулина; род. 1988), С. Мотолянец (род. 1982), Лиза Бобкова (Е. Бобкова; род. 1987), Галя Фадеева (Г. И. Фадеева; род. 1991), Н. А. Селезнёв (род. 1990), А. Мартыненко (род. 1985), А. С. Левин (род. 1991), А. С. Слобожанина (род. 1993), Фёдор Хиросигэ (И. Фёдорова; род. 1982), В. Бодрова (Повираева; род. 1996), А. А. Горелова (род. 1988), И. А. Чемакин (род. 1986) и др.
Подавляющее большинство художников прошло в качестве второго, дополнительного образования «Школу молодого художника» – программу фонда «Про Арте» (создана в 1999). В 2013 г. художественным коллективом «Что делать» [Д. Виленский (род. 1964), Ольга «Цапля» Егорова (род. 1968), Наталья «Глюкля» Першина-Якиманская (род. 1969), Н. Олейников (род. 1976)] была основана «Школа вовлечённого искусства». В 2014 г. открыта Школа интерпретации современного искусства «Пайдейя» при арт-центре «Свободная культура» на Пушкинской улице, 10.
Приметой 2000-х и 2010-х гг. стало появление самодеятельных галерей и artist-run spaces (англ. выставочное пространство, созданное и возглавляемое художниками), распространение квартирных выставок, хотя большинство подобных инициатив существовало непродолжительно. Галерея «Протвор» (2009–2013) в квартире приёмной дочери Т. П. Новикова М. Новиковой-Савельевой показывала преимущественно станковые работы авторов стрит-арта, куратором выступал уличный художник Максим Има (род. 1987). Среди других заметных явлений – галерея «Люда» (кураторский проект художника П. С. Белого; существует с перерывами с 2008), коммунальная галерея «Егорка» (проект художниц А. Терёшкиной и А. Макаренко; с 2016), галерея FFTN [проект художника И. Гришаева (род. 1984) и куратора И. Аксёновой; 2016–2021].
Работающие с современным искусством коммерческие галереи в Петербурге ввиду их малочисленности продолжают играть важную роль экспозиционных площадок: к трём лидерам художественного рынка – Marina Gisich Art Gallery (с 2000; владелица и арт-директор М. Гисич), Anna Nova Art Gallery (с 2005; владелица и арт-директор А. Баринова), Name Gallery (с 2011; владелица О. Корнеева, арт-директор Н. Ершова) – можно добавить MYTH Gallery (с 2019; Ю. Вяткина и О. Профатило) и Antonov Gallery (с 2019; Т. Колпакова и И. Сологуб). Все они работают не только с петербургскими, но с другими российскими и зарубежными художниками. В начале 2020-х гг. на современное искусство переориентируются DiDi Gallery и Art Square Gallery. Работы молодых художников продолжает собирать (получать в дар) отдел новейших течений Русского музея под руководством А. Д. Боровского. Два крупных частных собрания современного искусства, продолжающие пополняться и развиваться, – коллекции Д. Я. Химиляйне и С. В. Лимонова.
Сложившийся в Санкт-Петербурге приоритет классической культуры, традиционного понимания красоты над модернистским, вместе с нехваткой как государственного, так и частного финансирования привели к тому, что современное искусство недостаточно институционально развито. Существующие отдел новейших течений и Музей Людвига в Русском музее, отдел современного искусства «Эрмитаж XX/XXI» Государственного Эрмитажа, Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI вв., частные Новый музей и «Эрарта» даже в совокупности не могут служить полноценной заменой отсутствующего музея современного искусства. Оно рассматривается исключительно контекстуально (что наиболее очевидно в деятельности Эрмитажа), постоянно ставится в зависимость от культурного контекста Санкт-Петербурга; один из примеров такого подхода – фестиваль фонда «Про Арте» «Современное искусство в традиционном музее» (проводится с 2000).
Характерными творческими особенностями петербургского искусства, имеющими статус его «родовых черт», можно назвать «сделанность» (термин П. Н. Филонова, описывающий качество работы над произведением) и диалектическую трактовку художниками «петербургского мифа».