Цхэ Леонид Юрьевич
Цхэ Леони́д Ю́рьевич (род. 13.8.1983, деревня Оржицы Ломоносовского района Ленинградской области), российский живописец и график.
Окончил Государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона (бывшая Средняя художественная школа) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ИЖСА, ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина) в 2001 г. и поступил в ИЖСА. Учился на факультете графики, в мастерской книжной графики под руководством А. А. Пахомова, окончил институт в 2007 г. с дипломной работой – серией из семи портретов (бумага, гуашь). В 2007–2015 гг. совместно с супругой, художницей Светланой Атнагуловой, иллюстрировал книги в петербургском издательстве «Детгиз» (Чиж и Ёж. Литературный журнал для детей. 2007–2015; Емелин А. Лестории. 2008; Наумова Е. Шла по городу ворона. 2010; Кутерницкий А. Приключения птицы Курицы. 2011; Видел я, как мышка сеет : испанский детский фольклор. 2011). Среди других работ Цхэ-иллюстратора – издания произведений Н. М. Кононова (Пьесы: книга стихов. Санкт-Петербург, 2019; Кодекс Адриана. Москва, 2020).
Один из основателей и постоянных участников художественного объединения «Север-7», организованного совместно с бывшими одноклассниками Цхэ по лицею: А. Г. Цикаришвили, Н. Энгельке, Н. И. Харченко (период максимальной активности объединения – 2013–2018; существует и в начале 2020-х гг.). Избранный ими метод заключается в отказе от следования правилам, заученным академическим привычкам создания работ, что приводит к последовательной и полной деконструкции художественного автоматизма. Графические и живописные произведения, фиксирующие повседневную бытовую и творческую жизнь дружеского объединения «Север-7», составили первую персональную выставку Цхэ: «Неопетербург» в Name Gallery (2015, Санкт-Петербург) и музее ART4.RU (2016, Москва): «Случай на рынке» (холст, масло, карандаш, масляная пастель, 102 × 155 см, 2014), «По дороге в Петровское» (холст, акрил, 140 × 167 см, 2015), «Случай № 3» (бумага, карандаш, масляная пастель, 30 × 21 см, 2015), «Саша и Аня пишут заявку» (бумага, карандаш, масляная пастель, 49 × 63 см, 2015).
В составе «Севера-7» Цхэ стал главным инициатором и одним из создателей «перформативного рисования» – художественной практики, переосмысляющей натурные жанры пейзажа, натюрморта и анатомической постановки. Рисунок как академическая дисциплина соединяется с элементами сюрреализма и абсурдизма: модели поставлены в парадоксальные ситуации в неклассических позах и в необычном антураже, в результате физические реакции тела рождают нестандартную пластику. Итог деятельности группы в этом направлении был подведён в коллективной выставке «Север-7» «Школа активного рисования и перформативного позирования» (2018, галерея Ovcharenko, Москва).
В целом искусство Цхэ принадлежит к направлению фигуративной живописи, возникшему в европейском искусстве во 2-й половине 1970-х гг. (немецкий неоэкспрессионизм, итальянский трансавангард) и получившему мировую популярность с конца 1980-х гг. Его отличительные черты – постмедиальность (когда восприятие художником физической реальности определяется современными технологическими «медиумами», начиная с видоискателя или экрана камеры и заканчивая сопоставлением зрительных впечатлений с «базой данных» или массивом окружающих современного человека изображений, а различия между материальными выразительными средствами – живописи, скульптуры, графики – отходят на второй план) как работа с фотографией в качестве источника живописного изображения, принципиальная фрагментарность как отказ от универсалистской репрезентации реальности, экспрессивность художественной манеры как способ непосредственной фиксации действий и состояний.
Большое количество живописных и графических работ Цхэ относятся к жанрам пейзажа и натюрморта, но главный интерес художника вызывает изображение человеческого тела, всегда несущее автопортретные черты: «28 августа» (холст, масло, 140 × 101 см, 2017), «Фигуры в саду» (холст, масло, 210 × 203 см, 2018), «Автопортрет» (холст, масло, 180 × 135 см, 2019), «Школьная мастерская» (холст, масло, 244 × 197 см, 2019), «Дон Кихот» (холст, масло, 200 × 150 см, 2019). Цхэ выступает основным натурщиком для своих работ и фотографирует получившиеся постановки, с 2019 г. также создаёт камерные скульптуры, продолжая в них пластическое исследование телесности.
Живописные средства играют главную и самодостаточную роль в работе Цхэ, который занят прежде всего исследованием выразительных возможностей красочной материи, что роднит его искусство с традицией классического модернизма и «формализма». В произведениях Цхэ с 2015 г. происходит высвобождение «чистой живописности»: вначале живописные умения освобождались от существующего у художника графического «бэкграунда», затем картина включила в себя экспрессивные элементы «живописи действия» и детского рисунка, вслед за увеличением размера холстов произошло усиление художнической моторики и выразительности жеста – таковы основные черты его творческой эволюции. Обретение, формирование и развитие собственного художественного языка становится главной темой искусства Цхэ. В результате автор глубже проживает и переоценивает собственное прошлое; этому посвящена выставка «Мальчик и клубок» (2019, галерея Ovcharenko, Москва) с работами «Без названия» (холст, масло, 248 × 204 см, 2019), «Чёрный клубок I» (холст, масло, 145 × 227 см, 2019), «Без названия» (холст, масло, 300 × 193 см, 2019) и др. В большинстве работ цикла, созданного в 2021–2022 гг., художник пользовался лишь одной краской – чёрной или красной, с помощью которой добивался пластических эффектов.
С 2013 г. Цхэ принял участие в более чем 30 групповых выставках; среди персональных экспозиций, помимо упомянутых выше: «Форма как рассказ», 2016, Музей сновидений Зигмунда Фрейда; «Собственная дача», 2017, Name Gallery, обе – в Санкт-Петербурге; «Постановки», 2018, Московский музей современного искусства; «МОНО ЦХЭ», 2022, Ovcharenko Gallery, Москва.
Член Союза художников с 2010 г. В 2013–2015 гг. слушатель программы «Школа молодого художника» фонда «Про Арте». В 2016 г. резидент художественной мастерской московского Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина (с 2021 Фонд поддержки современного искусства «Сфера»). В 2022 г. Цхэ поступил на факультет искусства в Высшую школу дизайна в Оффенбахе-ам-Майне (федеральная земля Гессен) на курс «Концептуальное и натурное рисование» профессора М. Штумпфа.
В 2010–2020 гг. Цхэ работал в ИЖСА, в том числе в 2010–2018 гг. преподавал на факультете графики ИЖСА: в 2010–2013 гг. вёл курс офорта, в 2013–2018 гг. руководил мастерской 2-го курса. Внутри консервативного образовательного учреждения художник сыграл роль эмиссара современного искусства, популяризировал среди студентов деятельность группы «Север-7», сделав частью своей педагогической деятельности «перформативное рисование» и соединив учебные задания с областью изобразительных экспериментов. Итогом стала студенческая выставка «Общее место» (2016, галерея «Пересветов переулок», Москва), среди участников которой – продолжающие работать в сфере современного искусства молодые авторы М. Стахиева, Matiush First (В. Кузнецова), А. Кокачева, А. Кугуш (Кугушева), Г. Щаблыкин.
Номинант премии «Инновация» (2015).