Евфимий (епископ Тверской)
Евфи́мий (Евфимий Вислень) (ум. 1391, Москва), русский церковный деятель, епископ Тверской (1374–1390).
До занятия кафедры был игуменом тверского в честь святителя Николая Чудотворца монастыря «над ручьем», располагавшегося в Заволжской части Твери у устья Гостиного ручья (Рубцов. 1912; Рикман. 1953).
Рукоположен в Твери 9 марта 1374 г. митрополитом Киевским и всея Руси Алексием, в хиротонии также участвовал посол Константинопольского патриарха Киприан [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 105]. Учитывая предписание митрополиту Алексию патриарха Филофея Коккина примириться с великим князем тверским Михаилом Александровичем, эта поездка в Тверь митрополита и Киприана должна была продемонстрировать последнему единство Русской митрополии.
В 1375 г. во время осады Твери в ходе противостояния великого князя тверского Михаила Александровича и великого князя владимирского Дмитрия Ивановича епископ и тверские бояре были направлены великим князем тверским для переговоров. В результате 1 сентября 1375 г. был заключён московско-новгородско-тверской договор, который установил вассальный статус Михаила Александровича по отношению к Дмитрию Ивановичу.
9 февраля 1376 г. владыка Евфимий крестил с именем Мария литовскую княжну Микловсу, дочь великого князя литовского Кейстута, невесту старшего сына Михаила Александровича Ивана Михайловича, а на следующий день венчал супружескую пару.
Взаимоотношения великого князя тверского и епископа складывались сложно, и, видимо, после ссоры, причина которой неизвестна, Евфимий в начале 1387 г. удалился в Никольский монастырь, в котором был игуменом до владычества: «Тои же зыми князь великии Михаило не захотѣ Еуфимиа владыки. Онъ же иде въ манастыръ къ святому Николѣ надъ ручаемъ» (ПСРЛ. Т. 15. 1863. Стб. 444). В Никольском монастыре, по всей вероятности, владыка пребывал до 1390 г.
В 1390 г. митрополит Киприан приехал в Москву и окончательно утвердился на русской митрополии, после чего Михаил Александрович направил к нему послов с просьбой прибыть в Тверь для разрешения «распри церковной». Очевидно, что помимо собственно разногласий князя и епископа само фактическое отсутствие владыки на кафедре в течение трёх с половиной лет было достаточным основанием для просьбы великого князя тверского к митрополиту о вмешательстве в дела епархии и низложении Евфимия. Эти события отражены в подробном рассказе, читающемся на бумажной вклейке в пергаменный Церковный устав (Государственный исторический музей. Научно-исследовательский отдел рукописей и старопечатных книг. Синодальное собрание. 331. Л. 277–277об. Бумажная вклейка – 1438 г.), в Рогожском летописце, Симеоновской летописи, Тверской летописи, Никоновской летописи, в летописной подборке сборников (Государственный архив Тверской области. Ф. 1409. Оп. 1. № 1554 и 1129). Именно в этих рассказах (в Рогожском летописце и Симеоновской летописи) епископ впервые упомянут с прозвищем «Вислень» (точное значение которого неизвестно).
3 июля митрополит Киприан прибыл в Тверь, после чего состоялся суд, на котором помимо представителей духовенства участвовали сам великий князь и бояре. В обвинениях против Евфимия представители духовного чина и миряне оказались едины: «Архимандриты, игумены, попове, дьякони и бояре истягаша его въ многых судѣх» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 160).
По версии Жития епископа Тверского Арсения, Евфимий придерживался еретических взглядов, однако суть этих заблуждений не раскрыта, а других серьёзных подтверждений этому нет. Если бы Евфимий позволял себе какие-то вольные толкования ортодоксального учения, его обвинили бы в первую очередь учёные иереи и черноризцы, способные понять тонкости его «мудрствований». Против владыки же выступили все слои духовенства, князь и бояре. Видимо, для того чтобы выслушать столь широкий круг, митрополит и предпринял поездку в Тверь, а не вызвал епископа в Москву. Против серьёзных еретических заблуждений Евфимия свидетельствует и то, что владыка упомянут в летописном тексте об обновлении тверского Спасо-Преображенском собора. Он отмечен в ряду других епископов, служивших в кафедральном соборе, причём в редакции Рогожского летописца и Симеоновской летописи Евфимий назван «преподобным епископом» (ПСРЛ. Т. 18. 1913. С. 144).
Обвинение Евфимия в «мятеже церковным» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 160) может означать, что с его стороны были попытки настроить часть духовенства в свою пользу. При этом, скорее всего, имел место и личный конфликт. Известно, что Михаил Александрович обладал гордым и крутым нравом: «бѣ муж страшенъ, и сердце ему, яко сердце льву» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 171), – писал о нём современник в Повести о преставлении князя. Видимо, именно поэтому автор раннего рассказа о суде, принадлежавший к княжескому окружению, не захотел распространяться о причинах конфликта – чтобы не затрагивать личных отношений между князем и владыкой.
Тверской епископ пытался отвечать на выдвинутые обвинения, но, по утверждению летописца, «не обрѣтеся оу Еуфимиа правда въ устѣхъ его» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 160), и владыка был низвергнут.
Покидая Тверь, митрополит Киприан забрал Евфимия с собой в Москву, где местом пребывания был определён московский в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужской монастырь.
Был похоронен за алтарём собора Чудова монастыря.