Арендал
А́рендал (Arendal), город на юге Норвегии, в фюльке Агдер.
Общие сведения
Расположен в устье реки Нидэльва, на северном побережье пролива Скагеррак и близлежащих островах (крупнейшие – о. Тромёй, о. Хисёй). Площадь города 270 км2 (2020).
Узел автомобильных дорог национального значения: по северо-западной окраине города проходит автомагистраль Осло – Порсгрунн – Кристиансанн. Континентальные и островные части города соединены системой мостов. Морской порт обслуживает суда различных типов: грузовые (грузооборот около 200 тыс. т в год), круизные, рыболовные. Арендал – конечный пункт железнодорожной ветки, связывающей город с узловой станцией Нелёуг, расположенной на линии Кристиансанн – Осло. Действует аэропорт (обслуживает внутренние линии).
Население
Численность населения в городской черте составляет 37,8 тыс. человек (2020, с начала 2000-х гг. увеличилась более чем на 20 %), с пригородами – свыше 45 тыс. человек.
Религия
Самая большая конфессиональная группа в Арендале – последователи лютеранской церкви Норвегии (более половины всего населения). В Арендале церкви Норвегии принадлежит большая часть церквей. Главным приходом является церковь Троицы (1888). Из иных христианских конфессий в Арендале представлены католичество (церковь Святого Франциска Ксаверия), методизм, пятидесятничество, баптизм, адвентизм, свидетели Иеговы (организация запрещена на территории РФ).
История
Впервые упоминается в документах 1-й четверти 15 в. как торговое местечко. Непосредственным предшественником города Арендала был приморский посёлок, ядром которого служили жилые, хозяйственные и ремесленные строения Тюхолмена – старейшего района современного города. С 16 в. посёлок постепенно разрастался по окрестным берегам и небольшим островам. Увеличению плотности застройки способствовало участие местного населения в торговле древесиной, в том числе экспортной. В 1574 г. датский дворянин Э. Н. Мунк, управляющий леном (ленсгерр) Неденес, получил королевский патент на постройку в Арендале металлургического завода. Статус торгового посёлка Арендал приобрёл в 1610 г., права «торгового города», что означало признание полноценным городским поселением, – 7 мая 1723 г. В то время население составляло около 900 человек. Главным занятием горожан было строительство морских торговых судов. Значительная часть мужчин также работала по найму в экипажах кораблей торгового флота. В 1798 г. город пострадал от сильного пожара, пожары оставались серьёзной проблемой на протяжении всего 19 в. (в 1840, 1863, 1868).
К 1807 г. Арендал был вторым среди норвежских городов (после Бергена) по тоннажу торгового флота. Устойчивый рост кораблестроения и торговли продолжался до 1851 г., когда общий тоннаж городского торгового флота достиг почти 13 % от всей грузоподъёмности норвежских коммерческих кораблей. Упадок экономики Арендала начался после полной отмены английских Навигационных актов (в 1854), а также в связи с медленным переоснащением парусных судов и малым числом пароходов. В 1886 г. в городе начался затяжной экономический кризис, прежние ремёсла утратили свою значимость. Прирост населения прекратился, вплоть до конца 2-й мировой войны оно сохранялось на уровне 16 тыс. человек.
В 1902 г. Арендал был объединён с соседней коммуной (муниципалитетом) Барбу. В 1908 г. открыто железнодорожное сообщение (узкоколейное, переведено на стандартную колею в 1935). С 1928 г. порт Арендала – Киттельсбукт – стал регулярной стоянкой морских танкеров. Постоянное затопление побережий в его районе привело к постепенному ветшанию и разрушению прежней застройки, после разрушительного наводнения 1949 г. на расчищенных от старых зданий местах началось новое строительство, что обусловило расширение площади городского центра Арендала и соседство там построек в традиционных и современных архитектурных стилях. Тщательная и бережная реставрация деревянных зданий Арендала была отмечена призом Europa Nostra (1992). В 1961 г. в Арендале был открыт мост на о. Тромёй. Увеличению площади города способствовало включение в его состав территорий соседних коммун (Муланд, Тромёй, Хисёй, Эйестад).
Архитектура
В центре города расположены район Тюхолмен с деревянными домами 17 в. и деревянная Ратуша в русле классицизма (построена в 1812–1815 как частный дом, архитектор Б. Йессен). Также среди достопримечательностей – церкви Святой Троицы в стиле неоготики (1888; высота башни 87 м) и Тромёй (около 1150; полностью перестроена в 1748–1758).
Наука. Образование. Библиотеки. Музеи
В городе действует многофункциональный центр по научным исследованиям и популяризации науки «Витенсентерет» (2010; один из 12 региональных научно-исследовательских центров страны). Работают библиотека (1998); музеи: городской «Клёкерс Хус» (историко-краеведческий; 1982; с одной из крупнейших в скандинавских странах коллекций моделей кораблей в бутылках; в здании 19 в.), металлургического завода Eydehavn. Открыты: галерея современного искусства «Бомульдсфабрикен» (1994; в бывшем здании прядильно-ткацкой фабрики); культурный центр (2005; включает два концертных зала на 700 и 150 мест).
Фестивали
В Арендале проводятся ежегодные международные музыкальные фестивали: джаза и блюза Canal Street (с 1996), рок-фестиваль Hove (с 2007; крупнейший в Норвегии) и военно-исторический фестиваль Kjæmpestaden (в современном формате с 2007).
Достопримечательности
Национальный парк Раэт (2016, площадь 607 км2, 98 % находится под водой) основан для защиты особой природной территории, которая простирается вдоль береговой линии Арендала. В парке расположены пляжи.
Спорт
В Арендале большое внимание уделяется спорту. На стадионе «Норак» (1954 – «Бьённес», реконструирован в 2017) играет футбольный клуб «Арендал футбол» (2010); построены спортивные комплексы «Гранехаллен» (1981), «Хисёйхаллен» (1982) и центр дайвинга.
Хозяйство
В 2020 г. 79 % экономически активного населения города было занято в сфере услуг, 20 % – в промышленности, 1 % – в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве. Важнейшее место принадлежит административному сектору, здравоохранению и социальной сфере, где работают около 1/3 всех занятых. В городе действуют больница «Сёрландет», Центр общественного здоровья Арендала, отделение неотложной помощи, 11 медицинских центров. Однако с 1-го десятилетия 20 в. главный вектор развития города связан с туризмом (рекреационный, экологический, в том числе хайкинг и трекинг, круизный, пляжный, деловой) и сопряжённые с ним услуги (гостиничный и ресторанный бизнес, торговля, индустрия развлечений и др.). В финансовом секторе действуют местные, региональные и зарубежные банки (в том числе финский Nordea Bank, шведский Handelsbanken). Активно развиваются транспортно-логистические услуги на базе морского порта. Городской аэропорт стал полигоном для испытаний новейших летательных аппаратов: дронов и самолётов малой авиации, в том числе электросамолётов (на базе воздушного центра Gullknapp). Узкая экономическая специализация стимулирует рост услуг в области экспертизы, консалтинга (отделение компании PwC), таргетированного образования в соответствующих областях. Арендал – важный административно-экологический центр, здесь размещается региональное отделение Программы ООН по охране окружающей среды GRID-Arendal (1989).
Традиционно важна роль химической промышленности в экономике города: в Арендале расположен один из старейших и крупнейших в мире заводов по производству карбида кремния (компания Fiven; в 1912–2005 была известна под названием Arendal Smelteverk). Развита электротехническая промышленность: действуют предприятия промышленного кластера океанических технологий NCE NODE (разработка и производство технологических решений в области морских и подводных погрузочно-разгрузочных систем, швартовки морских судов; производство систем видеонаблюдения для добычи нефти и природного газа с шельфа и др.). Энергетический сектор представлен предприятиями компаний Aker Solutions, Elkem Group. Сохранились и традиционные для города судоремонтно-судостроительные верфи.